Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.10.2008 по делу N А55-2384/08 Нарушение заказчиком действующего законодательства при размещении заказа путем проведения открытого конкурса, выразившееся в неверном указании максимальной цены контракта, а также указание в заявке участника конкурса недостоверных сведений, в результате чего последний не должен был быть допущен к участию в торгах, является основанием для признания торгов недействительными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2008 г. по делу N А55-2384/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Самара, город Самара,

на решение от “20“ мая 2008 года Арбитражного суда Самарской области и постановление от “25“ июля 2008 года Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-2384/2008,

по заявлению открытого акционерного общества “Страховая компания “Самара“, город Самара, к Управлению по вопросам культуры и организации досуга населения администрации городского округа Самара, город Самара, администрации городского округа Самара, город Самара, третьи лица: закрытое акционерное общество страховая компания “Самара-АСКО“, город Самара, общество с ограниченной ответственностью страховая группа “Компаньон“, город Самара, открытое акционерное общество “АльфаСтрахование“, город Москва (в лице Самарского филиала), открытое акционерное общество “Страховая компания “Согласие“, город Москва (в лице Самарского филиала), открытое акционерное общество “Московская страховая компания“, город Москва (в лице Самарского филиала), о признании недействительным размещения заказа,


установил:

открытое акционерное общество “Страховая компания “Самара“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению по вопросам культуры и организации досуга населения администрации городского округа Самара, администрации городского округа Самара о признании размещения заказа на право заключения муниципального контракта на оказание услуг ОСАГО и КАСКО владельцев транспортных средств по лотам 10, 11, 12 недействительным.

В качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора к участию в деле привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, закрытое акционерное общество страховая компания “Самара-АСКО“, общество с ограниченной ответственностью страховая группа “Компаньон“, открытое акционерное общество “АльфаСтрахование“ в лице Самарского филиала, открытое акционерное общество “Страховая компания “Согласие“ в лице Самарского филиала, открытое акционерное общество “Московская страховая компания“ в лице Самарского филиала.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.05.08 размещение заказа на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по ОСАГО и КАСКО владельцев транспортных средств для нужд управления по вопросам культуры и организации досуга населения администрации городского округа Самара по лотам 10, 11, 12 признано недействительным.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.07.08 решение оставлено без изменения.

Судебные акты мотивированы тем, что при размещении заказа нарушены нормы статьи 12 Федерального закона “О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“.

В кассационной жалобе заявитель - администрация городского округа Самара, город Самара - просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на отсутствие нарушений, влекущих за собой признание судом размещения заказа недействительным.

Проверив законность решения и постановления в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.


Как видно из материалов дела, 13.11.07 администрацией городского округа Самара в “Самарской газете“ и на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по выбору страховых организаций для осуществления ОСАГО владельцев транспортных средств для нужд Управления по вопросам культуры и организации досуга населения Администрации городского округа Самара (т. 1, л. д. 13 - 15).

Согласно конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе явились цена контракта и качество услуг. Показателями качества услуг, согласно конкурсной документации являлись:

- количество сотрудников компании, обслуживающих договоры ОСАГО по состоянию на 01.10.07;

- количество транспорта компании обслуживающего выполнение договоров ОСАГО;

- количество филиалов компании в Самарской области;


- количество заключенных договоров по ОСАГО за 2006 год;

- наличие и характеристики элементов системы “Единое окно“, предусматривающих наиболее выгодные условия исполнения страховщиками своих обязательств по ОСАГО для страхователя и выгодоприобретателя;

- дополнительные условия (т. 1, л. д. 27).

Для оценки данного критерия участнику размещения необходимо было представить в составе заявки следующие документы:

- сведения об участнике конкурса (количество сотрудников компании, обслуживающих договоры ОСАГО по состоянию на 01.10.07: количество транспорта компании, обслуживающего выполнение договоров по ОСАГО; количество заключенных договоров по ОСАГО за 2006 год);


- количество филиалов компании по Самарской области;

- объем страховых премий по ОСАГО за 2006 год.

По результатам рассмотрения заявок участников размещения заказа к участию в конкурсе по лотам N 10, 11, 12 открытое акционерное общество “Страховая компания “Самара“ не было допущено на основании пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ “О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“, так как заявка не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией.

В частности, из протокола N 562.2 заседания единой Комиссии администрации городского округа Самара по размещению заказа путем проведения открытого конкурса за право заключить муниципальный контракт на оказание услуг по осуществлению ОСАГО и КАСКО владельцев транспортных средств (протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе) следует, что открытое акционерное общество “Страховая компания “Самара“ по лотам 9, 10, 11, 12 предложило цену контракта выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в конкурсной документации (т. 1, л. д. 75).

К участию в конкурсе было допущено и признано участником конкурса по названным лотам закрытое акционерное общество “Страховая компания “Самара-АСКО“ (т. 1, л. д. 76).


В силу изложенного, согласно протоколу оценки и сопоставления заявок N 562.3 от 25.12.07 конкурс по лотам 10, 11, 12 был признан несостоявшимся (т. 1, л. д. 78 - 97).

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ от 21.07.05 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер (пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 94-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 названного Федерального закона при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления определенных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике размещения заказа или о товарах, о работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ.

Согласно пункту 6 статьи 12 того же Федерального закона допуск заказчиком, уполномоченным органом, конкурсной или аукционной комиссией к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с частью 1 настоящей статьи не может быть допущен к участию в торгах, является основанием для признания судом торгов недействительными по иску заинтересованного лица.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что заявка закрытого акционерного общества “Страховая компания “Самара-АСКО“ содержала недостоверные сведения о цене контракта, в связи с чем оно не могло быть допущено к участию в торгах.

Вероятно, имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации N 739 от 08.12.2005.

Материалами дела установлено, что Заказчик - Управление по вопросам культуры и организации досуга населения администрации городского округа Самара при расчете цены контракта не учел положения Постановления Правительства Российской Федерации N 739 от 08.12.06 “Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии“ и изначально указал заниженную цену контракта.

Между тем, исходя из статей 8, 9, 15 Федерального закона “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“ от 25.04.02 N 40-ФЗ, показатель (цена) не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Постановлением Правительства Российской Федерации.

В заявке закрытого акционерного общества “Страховая компания Самара-АСКО“ указано, что цена контракта устанавливается “в соответствии с тарифами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.05 N 739, а в соответствии с Федеральным законом от 21.07.05 N 94-ФЗ не будет превышать начальную (максимальную) цену контракта, выставленную на конкурс. Возможны понижающие поправочные коэффициенты в соответствии с Правилами страхования“.


Учитывая, что заказчиком размещения заказа, в нарушение действующего законодательства, неверно была указана максимальная цена контракта, указание в заявке закрытого акционерного общества “Страховая компания Самара-АСКО“ на то, что цена контракта устанавливается “в соответствии с тарифами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.05 N 739, а в соответствии с Федеральным законом от 21.07.05 N 94-ФЗ не будет превышать начальную (максимальную) цену контракта выставленную на конкурс, возможны понижающие поправочные коэффициенты в соответствии с Правилами страхования“, является недостоверным.

В этой связи в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.05 N 94-ФЗ закрытое акционерное общество “Страховая компания “Самара-АСКО“ не могло быть допущено к участию в торгах, что является основанием для признания судом торгов недействительными.

Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица.

Согласно пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается заявитель, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что вышеуказанные допущенные при проведении торгов нарушения являются существенными и повлияли на результат торгов. Открытое акционерное общество “Страховая компания “Самара“ является лицом, заинтересованным в признании размещения заказа недействительным, поскольку его права были нарушены вследствие неправильного указания изначально заниженной начальной (максимальной) цены контракта в части лотов 10, 11, 12, недопуска его к участию в конкурсе по причине превышения предложенной им ценой начальной (максимальной) цены контракта, а также допуска к участию в конкурсе лица, которое не могло быть допущено к участию в конкурсе.

Кроме того, суды обоснованно приняли во внимание имеющуюся возможность восстановить нарушенные права заявителя и провести размещение заказа в соответствии с действующим законодательством, поскольку доказательств исполнения контракта закрытым акционерным обществом “Страховая компания “Самара-АСКО“ не представлено, финансирование по контракту не произведено.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что основания, указанные в обжалуемых судебных актах для признания размещения заказа недействительным, не предусмотрены Федеральным законом от 21.07.05 N 94-ФЗ, является необоснованной, так как данные основания прямо предусмотрены пунктом 6 статьи 12 указанного Федерального закона.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 20 мая 2008 года Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2008 года по делу N А55-2384/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.