Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 22.10.2008 по делу N А55-2119/2008 Во взыскании убытков, возникших в связи с неперечислением органом государственной власти субсидий, отказано, поскольку целью спорных субсидий является поддержка сельскохозяйственного производителя, обусловленная заинтересованностью государства в дальнейшей производственной деятельности получателя бюджетных средств, а заявитель с даты признания его банкротом утратил статус товаропроизводителя. Финансирование за счет федерального бюджета процедуры банкротства заявителя законом не предусмотрено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2008 г. по делу N А55-2119/2008

(извлечение)

Резолютивная часть постановления вынесена - 21 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен - 22 октября 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива “Заветы Ильича“, Исаклинский район, Самарская область,


на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4.08.2008 года по делу N А55-2119/2008,

по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива “Заветы Ильича“, Исаклинский район, Самарская область, к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, город Самара, о взыскании 360.483 рублей,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив “Заветы Ильича“ (далее - СПК “Заветы Ильича“, заявитель), с учетом принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений, обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - ответчик) о взыскании 360.483 рублей, из которых: 321.000 рублей составляют убытки, 39.483 рубля - проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные за период времени - с 12.12.2006 года по 15.02.2008 года.

Исковые требования мотивированы неисполнением ответчиком, как органом государственной власти, положений Федерального закона от 1.12.2006 года N 197-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2006 год“ и Приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 8.12.2006 года N 455 “О порядке предоставления в 2006 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи с гибелью посевов озимых зерновых культур и многолетних плодовых насаждений вследствие аномальных гидрометеорологических условий в зимний период 2005 - 2006 годов“.

Субсидия, подлежащая перечислению заявителю на основании указанного Закона, является конкурсной массой СПК “Заветы Ильича“, как предприятия-должника, и должна быть направлена на расчеты с кредиторами.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2008 года, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4.08.2008 года, в удовлетворении исковых требований отказано.

При разрешении спора арбитражные суды руководствовались положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации о целевом назначении субсидий. Кроме того, судами сделан вывод о том, что наличие убытков у СПК “Заветы Ильича“ связано с гибелью посевов урожая, а не действием (бездействием) государственного органа - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.


Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, СПК “Заветы Ильича“ в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права, вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в силу следующих обстоятельств.

Федеральным законом от 1.12.2006 года N 197-ФЗ в Федеральный закон от 26.12.2005 года N 189-ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 года“ внесены изменения, согласно которым в составе раздела “Межбюджетные трансферты“ функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи с гибелью посевов озимых зерновых культур и многолетних плодовых насаждений вследствие аномальных гидрометеорологических условий в зимний период 2005 - 2006 годов, представление которых осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 21 части 1 статьи 44 Федерального закона от 26.12.2005 года N 189-ФЗ).

Во исполнение данного Закона Приказом Минсельхоза РФ от 8.12.2006 года N 455 утвержден Порядок предоставления в 2006 году указанных субсидий (далее - Порядок).

В соответствии с положениями пунктов 3 и 4 утвержденного Порядка субсидии (далее - целевые средства) предоставляются Министерству сельского хозяйства Российской Федерации для осуществления выплат по частичному возмещению ущерба в связи с гибелью посевов и плодовых насаждений вследствие аномальных гидрометеорологических условий в зимний период 2005 - 2006 годов сельскохозяйственным производителям (далее - получатели целевых средств).


Из материалов дела следует, что согласно утвержденному 12.12.2006 года Министерством сельского хозяйства РФ перечню сельскохозяйственных товаропроизводителей для частичного возмещения ущерба, СПК “Заветы Ильича“ подлежало возмещению 321.000 рублей.

В этой связи заявитель полагает, что у него имеется право на получение бюджетных средств в качестве товаропроизводителя.

Однако, исходя из положений Федерального закона от 26.12.2005 года N 189-ФЗ в редакции Федерального закона от 1.12.2006 года N 197-ФЗ и утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 8.12.2006 года N 455 Порядка, целью указанных в них субсидий является поддержка сельскохозяйственного производителя, обусловленная заинтересованностью государства в дальнейшей производственной деятельности получателя бюджетных средств.

Следовательно, ответчик мог осуществить выплаты по частичному возмещению ущерба только лицам, производящим сельскохозяйственную продукцию.

Между тем, как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда от 16.08.2006 года по делу N А55-8680/2006 СПК “Заветы Ильича“ признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство с применением положений параграфа 1 главы XI (особенности банкротства ликвидируемого должника) Федерального закона от 26.10.2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее - Закон о банкротстве).


В статьях 126 и 129 Закона о банкротстве перечислены последствия открытия конкурсного производства и полномочия конкурсного управляющего. Из упомянутых норм права следует, что целью конкурсного производства являются прекращение дальнейшей хозяйственной деятельности предприятия, формирование конкурсной массы, проведение расчетов с кредиторами и ликвидация юридического лица.

Таким образом, с даты признания СПК “Заветы Ильича“ несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства, указанное сельскохозяйственное предприятие утратило статус товаропроизводителя.

Следовательно, включение ответчиком предприятия-банкрота в перечень товаропроизводителей, поддерживаемых за счет средств федерального бюджета путем предоставления субсидий, не отвечает принципам результативности и эффективности использования бюджетных средств, изложенных в статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Поскольку заявитель утратил статус товаропроизводителя, арбитражные суды обеих инстанций, исходя из правил статей 34 и 78 (пункт 3) Бюджетного кодекса, пришли к обоснованному выводу о том, что представление в данном случае целевых средств СПК “Заветы Ильича“ не отвечает целям предоставления субсидий. Финансирование за счет средств федерального бюджета процедуры банкротства СПК “Заветы Ильича“, также как и удовлетворение требований его кредиторов за счет средств бюджета, законодательством не предусмотрено.

При указанных обстоятельствах отказ в удовлетворении требований СПК “Заветы Ильича“ является правомерным.


Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 13.05.2008 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 4.08.2008 года по делу N А55-2119/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива “Заветы Ильича“, с. Старое Вечканово, Исаклинский район, Самарская область, в доход федерального бюджета 1.000 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.