Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.10.2008 по делу N А72-2326/2008 Суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически понесенных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот по отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налогооблагаемую базу по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2008 г. по делу N А72-2326/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска,

на решение от “27“ июня 2008 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-2326/2008,

по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства “Заволжский“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска, о признании недействительными решений,

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства “Заволжский“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее - налоговая
инспекция) об отказе в привлечении к налоговой ответственности N N 65, 66, 67, 68, 69, 70 от 21.02.08 г. (в части п. 2), N 71 от 21.02.2008 г. (в части п. 3); недействительными решений о привлечении к налоговой ответственности N N 557, 558, 560 от 21.02.08 г.; решений налогового органа о частичном возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению N N 72, 73, 74, 75, 76, 78, 79, 80, 81 от 21.02.08 г. недействительными в части отказа в возмещении НДС за соответствующие налоговые периоды (п. 2 решений); об обязании возместить за счет средств федерального бюджета сумму в размере 6 929 386 рублей на расчетный счет общества N 40702810502310600716 в филиале N 7331 ВТБ 24 (ЗАО) г. Ульяновск, субкорр. счет 301011810900000000883 БИК 047308883.

Решением от 27.06.2008 Арбитражного суда Ульяновской области заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решения налоговой инспекции об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.02.2008 N 66 в части п. 2, от 21.02.2008 N 69 в части п. 2, от 21.02.2008 N 70 в части п. 2, от 21.02.2008 N 67 в части п. 2, от 21.02.2008 г. N 68 в части п. 2, от 21.02.2008 N 65 в части п. 2, от 21.02.2008 N 71 в части п. 3., решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 21.02.2008 N 557 в части п. 2.1., п. 2.3., от 21.02.2008 N 560 в части п. 2.1., п. 2.3., от 21.02.2008 N 558 в части п. 2.1., п. 2.3., решения о возмещении частично суммы НДС,
заявленной к возмещению от 21.02.2008 N N 79, 73, 81, 75, 78, 76, 80, 72, 74 в части касающейся отказа в возмещении НДС за соответствующие налоговые периоды (п. 2 решений). Кроме того, суд обязал инспекцию возместить за счет средств федерального бюджета сумму в размере 6 929 386 рублей на расчетный счет общества N 40702810502310600716 в филиале N 7331 ВТБ 24 (ЗАО) г. Ульяновск, субкорр. счет 301011810900000000883 БИК 047308883. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда первой инстанции, как вынесенное при неправильном применении норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационной жалобу общество возражает против изложенных в ней доводов и просит оставить ее без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав в судебном заседании представителя общества, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, согласно представленных обществом уточненных деклараций по НДС за период февраль - июнь, ноябрь, декабрь 2006 года, февраль - апрель 2007 года налогоплательщик исчислил НДС к возмещению из бюджета.

Налоговый орган при проверке уточненных налоговых деклараций установил, что в проверяемые периоды на расчетный счет налогоплательщика в возмещение выпадающих доходов в результате оказания услуг отдельным категориям граждан с предоставлением им мер государственной социальной поддержки поступили денежные средства в общей сумме 43 877 402 рублей 99 копеек.

По мнению налогового органа, поступившие денежные средства должны были быть учтены налогоплательщиком при исчислении налогооблагаемой базы по НДС в общеустановленном порядке. По результатам камеральных налоговых проверок налоговый
орган принял решения:

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения N N 65, 66, 67, 68, 69, 70 от 21.02.2008, N 71 от 21.02.2008, согласно которым решено уменьшить излишне предъявленный к возмещению НДС в общей сумме 4 945 518 рублей 93 копеек;

- N N 557, 558, 560 от 21.02.2008 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в общей сумме 1 214 рублей 40 копеек. Обществу предложено уменьшить предъявленный к возмещению НДС в сумме 1 983 867 рублей 10 копеек;

- N N 72, 73, 74, 75, 76, 78, 79, 80, 81 от 21.02.2008, которыми налогоплательщику частично отказано в возмещении НДС в сумме 6 403 418 рублей.

Общество, не согласившись с решениями налогового органа, обжаловало их в судебном порядке в оспариваемых частях.

Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно исходило из следующего.

Статьей 23 НК РФ предусмотрены обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 143 НК РФ общество является плательщиком налога на добавленную стоимость, и как установлено судом оказывает коммунальные и другие платные услуги населению (в частности, услуги по реализации тепловой и электрической энергии).

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и статьей 157 Жилищного Кодекса РФ цены (тарифы) на отпуск тепло-, электроэнергии населению являются государственными регулируемыми ценами.

Общество на основании договоров с теплоснабжающей и энергоснабжающей организациями приобретает тепло-, электроэнергию для населения по государственным регулируемым ценам, население рассчитывается
за потребленную тепловую и электрическую энергию по тарифам, установленным органами местного самоуправления. Разница между тарифами, принятыми для населения и тарифами, регулируемыми государством, покрывается за счет средств местных бюджетов или бюджета РФ.

В оспариваемый период обществу были выделены субсидии на покрытие убытков в сумме 43 877 402 рублей 99 копеек.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.

В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации (абзац 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ).

То есть в данном случае налоговая база будет определяться с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.

Довод инспекции о том, что указанные средства связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) и поэтому подлежат обложению НДС в общем порядке, является необоснованным.

В данном случае налоговая база должна определяться в соответствии с пунктом
2 статьи 154 НК РФ как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, на который ссылается налоговый орган, обязанности общества включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога не вытекает, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В пункте 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость“ НК РФ, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот по отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налогооблагаемую базу.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правомерно были признаны недействительными вышеуказанные решения налогового органа.

Решение суда вынесено при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для его отмены или изменения коллегия не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение 27 июня 2008 года Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-2326/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.