Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 по делу N А57-31122/05-40 Учитывая доказанность материалами дела факта предоставления истцом льгот по оплате теплоэнергии во исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов“ и отсутствие доказательств достаточного финансирования указанных расходов из федерального бюджета, суд пришел к выводу о необходимости компенсации заявленных истцом убытков за счет казны Российской Федерации в лице уполномоченного финансового органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2008 г. по делу N А57-31122/05-40

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, город Москва в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области, город Саратов,

на решение от 24.10.2007 Арбитражного суда Саратовской области и

постановление от 23.05.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А57-31122/05-40,

по иску закрытого акционерного общества “Петровский завод автозапчастей “АМО ЗИЛ“, город Петровск Саратовской области, к Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, город Саратов, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, город Москва, Министерству финансов Саратовской области, город Саратов, Министерству финансов Российской Федерации, город Москва, о
взыскании убытков,

третье лицо - Петровское муниципальное унитарное предприятие “ГМПО ЖКХ“, город Петровск,

установил:

закрытое акционерное общество “Петровский завод автозапчастей “АМО ЗИЛ“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением (с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Министерству здравоохранения и социальной поддержки Саратовской области, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Министерству финансов Саратовской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании с надлежащего ответчика убытков за период с 01.02.2004 по 31.12.2004 в сумме 102653 рублей 44 копеек, связанных с предоставлением льгот по оплате теплоэнергии для отопления и горячего водоснабжения гражданам в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов“.

Решением суда первой инстанции от 24.10.2007 исковые требования удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате теплоэнергии для отопления и горячего водоснабжения гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов“, за период с 01.02.2004 по 31.12.2004 в размере 86994 рублей 45 копеек. В отношении остальных ответчиков в иске оказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.05.2008 решение суда от 24.10.2007 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Саратовской области (далее - Министерство) просит принятые судебные акты в части удовлетворения исковых требований отменить, мотивируя неправильным применением норм материального и процессуального права.

Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Как
следует из материалов дела, общество в период с 01.02.2004 по 31.12.2004 предоставляло льготы по оплате тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов“ и проживающим на территории Саратовской области, в результате чего образовались убытки в размере 102653 рублей 44 копеек (с учетом налога на добавленную стоимость), что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования в части, суды первой и апелляционной инстанции правомерно исходили из следующего.

Предоставление льгот предусмотрено действовавшей на тот момент статьей 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, согласно которой инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

В соответствии со статьей 15.6 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Таким образом, меры социальной поддержки, установленные указанными федеральными законами являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Приложением N 14 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2004 год“ предусмотрено предоставление Саратовской области субвенций на возмещение льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ в размере 153279,0 тыс. рублей.

Согласно Приложению N 11 к Закону Саратовской области “Об областном бюджете на 2004 год“ распорядителем средств областного бюджета в части поступивших из федерального бюджета субсидий в размере 153279,0 тыс. рублей являлось Министерство труда и социального развития области.

Судебным инстанциями установлено, что контракт на 2004 год о возмещении расходов в связи с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов“ между Министерством труда и социального развития Саратовской области и обществом не заключен. Однако отсутствие контракта между сторонами не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Министерство письмом от 15.12.04 N 06-05-31/01-16 сообщило Министерству финансов Саратовской области, что средства, выделенные в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год на реализацию Федерального закона “О внесении изменений и дополнении в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ в размере 25000,0 тыс. рублей могут быть направлены на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в том числе на погашение кредиторской задолженности. Правительство Саратовской области распоряжением от 23.12.2004 N 378-Пр “О перераспределении денежных средств“ направила указанные денежные средства в размере 25000 тыс. рублей на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в части обеспечения инвалидов транспортными средствами, на расходы по установке и использованию ими телефона, по оплате проезда, по изготовлению и ремонту протезных изделий.

Поскольку из выделенных федеральным бюджетом субсидий в размере 153279,0 тыс. рублей на реализацию Федерального
закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ Министерство разрешило использовать 25000,0 тыс. рублей на иные расходы связанные с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, то Саратовская область должна была направить на реализацию Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ только 128279,0 тыс. рублей.

Согласно Закону Саратовской области “Об утверждении отчета об исполнении областного бюджета на 2004 год“ и справке Министерства здравоохранения и социальной поддержки об остатках денежных средств по фонду компенсаций на 30.12.2004 субсидии из федерального бюджета в размере 128279,0 тыс. рублей использованы министерством в полном объеме в соответствии с целевым назначением.

Из вышеизложенного следует, что достаточного количества средств целевым назначением из федерального бюджета Российской Федерации 2004 году на возмещение расходов по предоставлению жилищно-коммунальных льгот инвалидам из федерального бюджета не было перечислено.

Доказательств выявления фактов не целевого использования Саратовской областью средств, выделенных из Фонда компенсаций федерального бюджета, в материалы дела не представлено.

В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение убытков производится Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации определены источники возмещения ущерба: за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования исходя из требований статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, при возмещении вреда за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган.

Пунктом 12 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ предусмотрен порядок возмещения убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействии) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, согласно которому ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципального образования в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Согласно пунктам 18 и 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ ответчиком по делам с требованием о взыскании убытков, в связи с осуществлением льгот до 01.01.2005 предоставления льгот, необходимо иметь в виду, что ответчиком по таким делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

Размер убытков подтверждается списками лиц, имеющих право на льготу, квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг, счет-фактурой от 09.12.2004 N 1686, удостоверениями льготников, в связи с чем, убытки общества, возникшие в связи с предоставлением в период с 01.02.2004 по 31.12.2004 льгот по оплате теплоснабжения и горячего водоснабжения связи гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ взысканы судом в размере 86994 рублей 45 копеек (без учета НДС).

При изложенных выше обстоятельствах, учитывая доказанность материалами дела факта предоставления обществом льгот во исполнение федерального законодательства, отсутствие доказательств достаточного финансирования указанных расходов общества из средств федерального бюджета, судебные инстанции пришли к правомерному выводу и необходимости компенсации заявленных Обществом убытков за счет средств казны
Российской Федерации с Российской Федерации в лице уполномоченного финансового органа - Министерства, в связи с чем, судебной коллегией кассационной инстанции правовые основания к отмене судебных актов не установлено.

Доводы Министерства, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судебных инстанций, направлены фактически на переоценку выводов суда, что не предусмотрено положениями процессуального законодательства для суда кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 24.10.2007 Арбитражного суда Саратовской области и постановление от 23.05.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А57-31122/05-40 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.