Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 02.10.2008 по делу N А06-546/08 Поскольку учреждение не является коммерческой организаций, не имеет оборотов от совершения хозяйственных операций, осуществляет функции заказчика-застройщика за счет бюджетных средств в рамках целевого бюджетного финансирования федеральных и областных программ, выполняемые им работы (оказываемые услуги) не являются объектом обложения НДС, налогом на имущество и налогом на прибыль.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 октября 2008 г. по делу N А06-546/08

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.04.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 по делу N А55-14523/07

по заявлению государственного учреждения “Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области“ к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани о признании недействительным решения

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Государственное учреждение “Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области“ (далее ГУ, Учреждение) с заявлением, впоследствии
уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району города Астрахани (далее налоговый орган, инспекция) N 12-50/11-71 от 29.01.2008 г. в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 453214 руб. 06 коп., в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 1807642 руб. 30 коп., налога на прибыль в сумме 400087 рублей, налога на имущество в сумме 58361 рубль, пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 484258 руб. 88 коп., пени по налогу на прибыль в сумме 95411 руб. 92 коп. и пени по налогу на имущество в сумме 11068 руб. 25 коп.

Решением суда первой инстанции от 07.04.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит принятые по делу судебные акты отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать. По мнению налогового органа, судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права и выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.

Выслушав представителей сторон, поддержавших позиции своих доверителей, проверив правильность применения обеими судебными инстанциями при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции делает вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных актов, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, в связи с ликвидацией ГУ “Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области“ в соответствии со ст. 89 Налогового кодекса РФ
Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Астрахани проведена выездная налоговая проверка Учреждения по соблюдению налогового законодательства: правильности исчисления и удержания, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов за период с 01.01.2004 г. по 16.08.2007 г.

По результатам проверки вынесено решение N 12-50/11-71 от 29.01.2008 г., которым ГУ “Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области“ привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ за неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 159813 руб. 80 коп., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату: налога на добавленную стоимость в виде штрафа в сумме 361528 руб. 46 коп, налога на прибыль в виде штрафа в сумме 80013 руб. 40 коп., налога на имущества в виде штрафа в сумме 11672 руб. 20 коп.

Также данным решением начислены налог на добавленную стоимость в сумме 1807642 руб. 30 коп, налог на прибыль в сумме 400067 руб., налог на имущество в сумме 58361 руб. и пеня по налогу на добавленную стоимость в сумме 484258 руб. 88 коп., по налогу на прибыль в сумме 95411 руб. 92 коп., по налогу на имущество в сумме 111068 руб. 25 коп. и по налогу на доходы физических лиц в сумме 12265 руб. 28 коп.

Как следует из материалов дела, ГУ “Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области“ учреждена Постановлением Главы Администрации Астраханской области N 201 от 21.05.2002 г. для выполнения функций заказчика-застройщика по реализации федеральных и областных социальных программ по строительству объектов производственного, социального
и жилищно-коммунального назначения.

Судами установлено, что строительство объектов производилось организацией за счет средств областного и федерального бюджета на основании заключенных договоров с органами, входящими в систему исполнительных органов государственной власти Астраханской области.

Договоры с органами государственной власти заключались в пределах лимитов финансирования из федерального и областного бюджетов на очередной финансовый год в состав которых входили затраты на содержание Учреждения.

Суды правомерно указали, что учреждение не является коммерческой организацией и не имеет целей по извлечению прибыли, поскольку в соответствии с уставными задачами осуществляет реализацию федеральных и областных программ в Астраханской области.

Отчеты по целевому финансированию сдаются ГУ “Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области“ как получателем бюджетных средств. При этом на содержание дирекции используется 1,4% от поступивших по лимитам капитальных вложений из федерального бюджета и 3,5% от поступающих средств по лимитам капитальных вложений из областного бюджета.

Средства на содержание дирекции в соответствии с нормативами отчислений, утвержденными соответствующим органом, удерживаются из общей суммы целевого финансирования и не превышают лимиты капитальных вложений.

Таким образом, Учреждение не является коммерческой организаций, оборотов от совершения хозяйственных операций не имеет, осуществляет функции заказчика-застройщика за счет бюджетных средств в рамках целевого бюджетного финансирования федеральных и областных программ и выполняемые им работы (оказываемые услуги) в рассматриваемой части не являются объектом обложения НДС.

Также правомерно отклонен судами довод налогового органа о том, что вознаграждение застройщика являются его доходом и учитываются для целей налогообложения прибыли (за минусом расходов на его содержание), поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций
не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 251 Кодекса к указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом выводы судов о том, что затраты на содержание учреждения формируются из федерального и областного бюджета относятся к целевым средствам и не включаются в налогооблагаемую базу при начислении налога на прибыль, являются законными.

Согласно ст. 372 Налогового кодекса РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Статьей 2 Закона Астраханской области от 27.11.2003 N 43/2003-ОЗ “О налоге на имущество организаций“ установлено, что имущество областных бюджетных учреждений и организаций не облагается налогом на имущество.

В соответствии с п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ организации, наделенные государственным имуществом на праве оперативного управления, финансируемые полностью или частично из
бюджета, признаются бюджетными учреждениями.

Учреждение полностью финансировалось из бюджета, имущество закреплено за ним на праве оперативного управления.

Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у заявителя обязанности по оплате налога на имущество.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.04.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2008 по делу N А06-546/08 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.