Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2008 по делу N А57-3869/2007-15 Согласно статьям 16, 1069 ГК РФ должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. Взыскание денежных средств должно производиться за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не государственного или муниципального органа.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 г. по делу N А57-3869/2007-15

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 26.09.2008.

Полный текст постановления изготовлен 30.09.2008.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Ершовского муниципального района Саратовской области, город Ершов,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от “1“ ноября 2007 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от “14“ марта 2008 года по делу N А57-3869/2007-15,

по иску крестьянско-фермерского хозяйства “Восход“, город Ершов Саратовской области, к администрации объединенного муниципального образования Ершовского района Саратовской области, город Ершов, финансовому управлению администрации Ершовского района Саратовской области, город Ершов, Министерству финансов Саратовской области, город Саратов, Правительству Саратовской области, город
Саратов, Министерству сельского хозяйства Саратовской области, город Саратов, о взыскании 75 500 рублей,

установил:

решением от 01.11.2007 Арбитражный суд Саратовской области взыскал с казны администрации Ершовского муниципального района Саратовской области в лице Финансового управления администрации Ершовского муниципального района Саратовской области задолженность в сумме 75 500 рублей.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2008 решение суда изменено, резолютивная часть решения дополнена словами: “В удовлетворении исковых требований в отношении остальных ответчиков отказать“ и исключено слово “администрации“ из словосочетания “казны администрации Ершовского муниципального района Саратовской области“.

В кассационной жалобе ответчик, администрация Ершовского муниципального района Саратовской области, просит отменить названные судебные акты как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, в удовлетворении исковых требований отказать.

Кассационная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность обжалованных судебных актов, правовых оснований для их отмены либо изменения не находит.

Как следует из материалов дела, в 2003 году в результате стихийных бедствий произошла гибель посевов озимых культур крестьянско-фермерского хозяйства “Восход“, г. Ершов, Саратовской области на сумму 215500 рублей, что подтверждается актом от 21.04.2003 года.

Согласно расчету денежных средств, направленных на ликвидацию последствий засухи за 2001 - 2003 года, подписанному начальником финансового управления администрации Ершовского района Саратовской области для истца из бюджета было выделено 134 800 рублей.

Платежным поручением N 2 от 12 ноября 2004 года финансовым управлением администрации Ершовского района Саратовской области истцу было перечислено 59 300 рублей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.12.2003 г. N 1825-р “О выделении на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, произошедших в 2001 - 2003 годах“ Министерству финансов России предписано направить в 2003 году на финансирование
мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, произошедших в 2001 - 2003 годах, ассигнования в размере 6342771,616 тыс. руб. в счет средств, поступающих в погашение задолженности бюджетов субъектов РФ перед федеральным бюджетом по ранее выданным бюджетным ссудам, товарному кредиту, централизованным кредитам и начисленным по ним процентам.

Пунктом 2 вышеуказанного Распоряжения на органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность по обеспечению направления указанных средств на компенсацию материального ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей, пострадавших в результате стихийных бедствий в 2001 - 2003 годах.

Сумма зачтенных Саратовской области денежных средств в счет погашения задолженности перед федеральным бюджетом на основании Распоряжения N 1825-р денежных средств составила 205 445,492 тыс. руб.

Во исполнение Распоряжения Правительства РФ от 11.12.2003 г. N 1825-р Правительством Саратовской области издано Распоряжение N 421-пр от 30.12.2003 г. “О финансировании мероприятий“, которым утвержден перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей и суммы, подлежащего им возмещения, согласно которому размер возмещения, причитающийся сельскохозяйственным товаропроизводителям Ершовского района Саратовской области на ликвидацию последствий стихийных бедствий в сельском хозяйстве, произошедших в 2001 - 2003 годах, составил 20 098,300 тыс. руб., из них крестьянско-фермерскому хозяйству “Восход“ - 134 800 рублей.

Сумма зачтенных Ершовскому району денежных средств в счет погашения задолженности перед бюджетом Саратовской области на основании Распоряжения Правительства Саратовской области N 421-пр от 30.12.2003 г. “О финансировании мероприятий“ составила 20 098,300 тыс. руб.

Из сумм, предусмотренных распоряжением Правительства Саратовской области от 30.12.2003 года N 421-Пр, финансовым управлением администрации Ершовского муниципального района Саратовской области ущерб крестьянско-фермерскому хозяйству “Восход“ возмещен лишь частично, задолженность подлежащая взысканию равна 75 500 рублям.

Согласно статьям 16, 1069 ГК РФ должником в обязательстве по возмещению
вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.

Взыскание денежных средств должно производиться за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.

Выводы суда о применении норм права соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от “1“ ноября 2007 года и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от “14“ марта 2008 года по делу N А57-3869/2007-15 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.