Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.09.2008 по делу N А12-3882/08-С59 Факт реализации алкогольной продукции при отсутствии Правил продажи отдельных видов товаров, в которые включены правила продажи алкогольной продукции, является основанием привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 сентября 2008 г. по делу N А12-3882/08-С59

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Успех“, город Волгоград,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 по делу N А12-3882/08-с59,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Успех“, город Волгоград к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Волгоградской области, город Волгоград об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Успех“ обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Волгоградской
области о признании незаконным и отмене постановления от 05.02.2008 N 52/Ю-29 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 25.03.2008, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО “Успех“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправомерность привлечения общества к административной ответственности и малозначительность правонарушения.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела 11.01.2008 сотрудниками Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Волгоградской области проведена проверка соблюдения законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в магазине продукты, расположенном по адресу: город Волгоград, проспект Металлургов, 72, принадлежащем ООО “Успех“.

В ходе проверки установлен факт реализации алкогольной продукции при отсутствии Правил продажи отдельных видов товаров, в которые включены правила продажи алкогольной продукции.

По данному факту были составлены протокол N 5 от 11.01.2008 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, протокол об административном правонарушении от 14.01.2008.

На основании материалов проверки административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 05.02.2008 N 52/Ю-29, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Судебная коллегия считает,
что суды правомерно отказали заявителю в признании данного постановления незаконным.

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается нарушение установленных законом Правил розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно пункту 1 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила) данные Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей“ и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

Соблюдение указанных Правил и требований, установленных в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах, является обязательным для продавца, под которым понимаются организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.

Нарушение Правил составляет объективную сторону административных правонарушений, в том числе предусмотренных статьей 14.16 КоАП Российской Федерации, и влечет административную ответственность в виде штрафа в пределах санкции соответствующих норм.

В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации нарушение иных (не перечисленных в частях 1, 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации) Правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

На основании пункта 9 Правил данные Правила продажи в наглядной и доступной форме должны быть доведены продавцом до сведения покупателей.

Как установлено судами, в момент проверки обществом в магазине не были доведены до
покупателей Правила продажи отдельных видов товаров, содержащих раздел XIX “Особенности продажи алкогольной продукции“.

Факт правонарушения со стороны заявителя и его вина в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации доказаны материалами дела, что не оспаривается заявителем.

Судами были рассмотрены и признаны необоснованными доводы заявителя о малозначительности правонарушения.

Статьей 2.9 КоАП Российской Федерации установлено, что юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Суды посчитали, что характер совершенного заявителем правонарушения не позволяет сделать вывод о малозначительности совершенного заявителем правонарушения. Допущенное им административное правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также на интересы граждан в области торговли и оказания услуг.

Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 N 17-П государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, формальный, следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, то есть к формальным требованиям публичного права.

Данные выводы являются обоснованными, оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.

Таким образом, принятые по делу судебные акты соответствуют нормам права и материалам
дела и подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2008 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2008 по делу N А12-3882/08-с59 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.