Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 по делу N А57-21342/07 В удовлетворении заявления о признании незаконными постановления и предписания антимонопольного органа о прекращении действий, направленных на злоупотребление доминирующим положением на рынке оказания услуг по захоронению, отказано правомерно, поскольку факты незаконных действий заявителя и его должностных лиц по воспрепятствованию доступа иным лицам на территорию кладбища для установки надмогильных сооружений, захоронения и по другим вопросам подтверждены материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2008 г. по делу N А57-21342/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного специализированного предприятия “Ритуал Энгельсского муниципального района Саратовской области“, г. Энгельс,

на решение от 19.05.2008 Арбитражного суда Саратовской области и постановление от 23.07.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А57-21342/07,

по заявлению муниципального унитарного специализированного предприятия “Ритуал Энгельсского муниципального района Саратовской области“, г. Энгельс, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, г. Саратов, о признании незаконным постановления,

установил:

муниципальное унитарное специализированное предприятие “Ритуал Энгельсского муниципального района Саратовской области“ (далее предприятие) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании
незаконными и об отмене решения N 3-12 от 09.08.2007 Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее Управление), которым предприятие признано нарушившим положения части 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ и предписания N 3-12 от 09.08.2007 о прекращении действий, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по захоронению и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынках оказания ритуальных услуг, услуг по захоронению и услуг по установке надмогильных сооружений (памятников).

Решением от 19.05.2008, оставленным без изменения постановлением от 23.07.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления предприятия отказано.

Предприятие, обжалуя состоявшиеся судебные акты в кассационном порядке, просит их отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, Управлением рассматривалось дело по жалобе ООО “СПС “Гиацинт“ на действия предприятия по факту препятствия доступа ООО “СПС “Гиацинт“ на рынок оказания ритуальных услуг.

По результатам рассмотрения данного дела Управлением было вынесено решение N 3-12 от 09.08.2007, согласно которому постановлено признать предприятие нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона “О защите конкуренции“, а также выдать предписание предприятию о прекращении злоупотребления доминирующим положением на рынке оказания услуг по захоронению и совершению действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынках оказания ритуальных услуг, услуг по захоронению и услуг по установке надмогильных сооружений (памятников).

На основании данного решения, Управление области выдало предприятию предписание N 3-12 от 09.08.2007 о прекращении нарушения части 1 статьи 10
Федерального закона “О защите конкуренции“, выразившегося в злоупотреблении доминирующим (положением на рынке оказания услуг по захоронению, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции на рынках оказания ритуальных услуг, услуг по захоронению и услуг по установке надмогильных сооружений (памятников), а именно: не препятствовать пропуску транспортных средств ООО “СПС “Гиацинт“ при установке (замене) надмогильных сооружений, на территорию кладбищ города Энгельса; не требовать от ООО “СПС “Гиацинт“ оформление пропуска на транспортные средства, используемые при установке (замене) надмогильных сооружений; не требовать от ООО “СПС “Гиацинт“ при выдаче пропуска представления данных о соответствии катафальных автотранспортных средств требованиям СанПин 2.1.1279-03; не навязывать хозяйствующим субъектам, оказывающим ритуальные услуги населению, заключение договора на установку надмогильных сооружений; не требовать от хозяйствующих субъектов при заключении договора на установку надмогильных сооружений предоставления таких документов, как: лицензия на осуществление строительной деятельности, лицензия на право осуществления основной деятельности, выписка из журнала инструктажа по технике безопасности; производить захоронения в соответствии с пунктом 2.9 Правил содержания и порядка деятельности муниципальных общественных кладбищ Энгельсского муниципального образования, утвержденных решением Энгельсского муниципального Собрания депутатов N 949/57-02 от 29.09.2005, в последовательном порядке по действующей нумерации могил.

Предприятие, не согласившись с решением N 3-12 от 09.08.2007 и с предписанием N 3-12 от 09.08.2007 обратилось в суд с заявлением об их отмене.

Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявления предприятия, правомерно исходили из следующего.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона “О защите конкуренции“, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц)
возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации): доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Статьей 10 Федерального закона “О защите конкуренции“ предусмотрено, что запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия (бездействие), перечисленные в пункте 1 данной статьи.

Управлением было установлено, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по захоронению на территории г. Энгельса Саратовской области и Энгельсского района Саратовской области за период 2005 год - 1 полугодие 2007 года, так как предприятие на рынке оказания услуг по захоронению на территории г. Энгельса Саратовской области и Энгельсского района Саратовской области за период 2005 г. - 1 полугодие 2007 г.
имело долю более 50%, а также имело возможность оказывать решающее влияние на общие условия услуги по захоронению, и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам; доля предприятия на рынке услуг по установке памятников за период 2005-2006 гг. составила менее 50%, но при этом оно имело возможность оказывать решающее влияние на общие условия оказания услуги по установке надмогильных сооружений (памятников), и затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Суды пришли к правомерному выводу о том, что предприятие воспрепятствовало пропуску транспортных средств ООО СПС “Гиацинт“ при установке (замене) надмогильных сооружений, на территорию кладбищ г. Энгельса, необоснованно требовал от ООО СПС “Гиацинт“ оформления пропусков на транспортные средства, используемые при установке (замене) надмогильных сооружений опровергается материалами дела.

Факты незаконных действий предприятия и его должностных лиц, по воспрепятствованию доступа сотрудников ООО СПС “Гиацинт“ на территорию кладбища для установки надмогильных сооружений и по другим вопросам подтверждены доказательствами, представленными прокуратурой г. Энгельса, а именно:

копией постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 08.06.2007 в отношении заведующего кладбищем СХИ Джумайлова А.А., препятствовавшего допуску транспортных средств ООО СПС “Гиацинт“ на территорию кладбища для установки надмогильного сооружения;

копией постановления по делу об административном правонарушении от 27.06.2007 мирового судьи судебного участка N 1 г. Энгельса о признании заведующего кладбищем СХИ Джумайлова А.А. виновным в совершении административного правонарушения;

копией представления об устранении нарушений законодательства РФ о погребении и похоронном деле, внесенного прокуратурой г. Энгельса главе администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (исх. N 725ж-02 от 01.06.2007);

копией представления об устранении нарушений законодательства РФ о погребении и похоронном деле, внесенного прокуратурой г. Энгельса директору
предприятия (исх. N 725ж-02 от 01.06.2007).

Согласно пункту 4.3 раздела 4 Правил содержания и Порядка деятельности муниципальных общественных кладбищ Энгельсского муниципального образования, утвержденных Решением Энгельсского муниципального Собрания депутатов N 949/57-02 от 29.09.2005 (далее - Правила), не допускается движение иных транспортных средств по территории Кладбища, за исключением случаев установки, замены) надмогильных сооружений (памятники, стелы, ограды и т.п.) и транспортных средств, имеющих пропуска установленного образца, выдаваемого Специализированной службой.

В п. 4.1 Правил указано, что пропуска установленного образца, выдаваемые специализированной службой, должны иметь катафальные транспортные средства.

Таким образом, на транспортные средства, используемые для установки (замены) надмогильных сооружений не должны оформляться в Специализированной службе пропуска установленного образца поскольку они имеют право беспрепятственного въезда на территорию кладбища.

Как верно указали суды первой и апелляционной инстанции требования предприятия от ООО СПС “Гиацинт“ при выдаче пропуска, представления данных о соответствии катафальных транспортных средств требованиям СанПиН 2.1.1279-03, противоречат пункту 3.2.1 вышеуказанных Правил.

В соответствии с Правилами содержания и Порядком деятельности муниципальных общественных кладбищ Энгельсского муниципального образования, утвержденных Решением Энгельсского муниципального Собрания депутатов N 949/57-02 от 29.09.2005, на предприятие возложена обязанность выдавать катафальным транспортным средствам пропуска установленного образца.

В пункте 3.2.1 Правил установлены обязанности специализированной службы по содержанию кладбищ, в их перечне отсутствует обязанность требовать от хозяйствующих субъектов представления данных о соответствии катафальных транспортных средств требованиям СанПиН 2.1.1279-03.

В соответствии с пунктом 1.5 Санитарных правил и норм “Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения. СанПиН 2.1.1279-03“, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 апреля 2003 года, введенных в действие с 15 июня 2003 года, государственный контроль за соблюдением требований
настоящих санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерному выводу о том, что предприятие, требуя от ООО СПС “Гиацинт“ при выдаче пропуска предоставления данных о соответствии автотранспортных средств требованиям СанПиН 2.1.1279-03, превысило свои полномочия.

Доводы предприятия о том, что Управление незаконно обязывает предприятие предоставлять места под захоронения ближе к выходу кладбища были предметом исследования суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права и соответствии выводов фактическим обстоятельствам дела, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 19.05.2008 Арбитражного суда Саратовской области постановление от 23.07.2008 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А57-21342/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.