Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 по делу N А12-15005/07 Дело по заявлению о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления о передаче части полномочий сельского поселения муниципальному району направлено на новое рассмотрение, в ходе которого арбитражному суду необходимо выяснить, каким образом были израсходованы денежные средства, переданные муниципальному району во исполнение обжалуемого ненормативного правового акта, и нарушены ли при этом права сельского поселения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2008 г. по делу N А12-15005/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области, ст. Нехаевская Волгоградской области,

на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по делу N А12-13005/07,

по заявлению первого заместителя прокурора Волгоградской области о признании недействительным пункта 4 решения Совета депутатов Упорниковского сельского поселения Нехаевского муниципального района от 06.06.2007 N 20/3 “О внесении изменений и дополнений в соглашение о передаче Нехаевскому муниципальному району части полномочий Упорниковского сельского поселения от 23.11.2006 года“,

третье лицо - администрация Нехаевского муниципального района
Волгоградской области,

установил:

первый заместитель прокурора Волгоградской области (далее прокурор) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением в интересах муниципального образования - Упорниковского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области о признании недействительным пункта 4 решения Совета депутатов Упорниковского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 06.06.2007 N 20/3 “О внесении изменений и дополнений в соглашение о передаче Нехаевскому муниципальному району части полномочий Упорниковского сельского поселения от 23.11.2006“.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2007, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008, требования прокурора удовлетворены.

Обжалуя состоявшиеся по делу судебные акты в кассационном порядке, Администрация Нехаевского муниципального района Волгоградской области просит их отменить, в удовлетворении заявления прокурора отказать.

Кассационная жалоба мотивирована неправильным применением норм материального и процессуального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции считает их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Советом депутатов Упорниковского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области принято решение от 06.06.2007 N 20/3 “О внесении изменений и дополнений в соглашение о передаче Нехаевскому муниципальному району части полномочий Упорниковского сельского поселения от 23.11.2006 г.“.

Согласно пункта 6 статьи 2 Соглашения в редакции решения N 20/3, Нехаевскому муниципальному району переданы полномочия Упорниковского сельского поселения по организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особого назначения, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения на сумму 66 000 руб.

Пунктом 4 того же решения предусмотрено, что средства, направляемые в виде субвенций на
исполнение полномочий по пункту 6 статьи 2 Соглашения, могут быть направлены на реализацию мероприятий по благоустройству центра Нехаевского муниципального района (станица Нехаевская).

Считая четвертый пункт решения Совета депутатов Упорниковского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 06.06.2007 N 20/3 не соответствующим Бюджетному кодексу Российской Федерации Федеральному закону от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В заявлении прокурор указал, что оспариваемый пункт решения Совета депутатов Упорниковского сельского поселения Нехаевского муниципального района Волгоградской области от 06.06.2007 N 20/3 нарушает установленный статьей 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования, нарушены права и законные интересы муниципального образования - Упорниковского сельского поселения в экономической сфере, что выражается в том, что средства его бюджета будут расходоваться на нужды жителей иного муниципального образования.

Суды первой и апелляционной инстанции согласились с доводами прокурора, удовлетворив заявленные требования, указали, что в полномочия ответчика не входит проведение мероприятий по озеленению и благоустройству ст. Нехаевской, являющейся административным центром Нехаевского сельского поселения и расположенной на территории иного муниципального образования - Нехаевского сельского поселения. Следовательно, направление денежных средств бюджета одного муниципального образования на нужды иного муниципального образования не соответствует части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Вместе с тем судами не учтено следующее.

В силу части 1 статьи 52, части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных
правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обжалуемые судебные акты приняты без исследования обстоятельств, нарушает ли обжалуемый ненормативный правовой акт чьи либо права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно же пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ“, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями.

Вывод суда о том, что у Нехаевского муниципального района имелась возможность расходования денежных средств бюджета Упорниковского сельского поселения на собственные нужды носит предположительный характер и какими-либо доказательствами не подтвержден.

Кроме того, обжалуемые судебные акты не могут считаться законными поскольку приняты без учета положений статей 31, 86 БК РФ, предоставляющих право органам местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней),
а также положений пункта 19 статьи 14, части 4 статьи 15, части 2 статьи 14.1 Федерального закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, предоставляющих право органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района.

Таким образом, принятые по делу судебные акты согласно ст. 288 АПК РФ подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо учесть вышеизложенное и исследовать все фактические обстоятельства дела, в том числе каким образом были израсходованы денежные средства, переданные во исполнение пункта 4 обжалуемого ненормативного правового акта Нехаевскому муниципальному району и нарушены ли при этом права Упорниковского сельского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.12.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2008 по делу N А12-15005/07 отменить.

Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Волгоградской области.

Взыскать с Администрации Нехаевского муниципального района Волгоградской области в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 рублей.

Поручить Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.