Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2008 по делу N А57-13335/07 В случае если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией жилищно-коммунальных услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату подлежащих обложению НДС услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2008 г. по делу N А57-13335/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Жилищная Эксплуатационная Компания“, г. Балаково Саратовской области,

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2008 по делу N А57-13335/07,

по заявлению закрытого акционерного общества “Жилищная Эксплуатационная Компания“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области, г. Балаково Саратовской области, о признании недействительным ее решения от 29.09.2006 N 380,

с участием третьего лица - Администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области, г. Балаково Саратовской области,

установил:

закрытое акционерное общество “Жилищная Эксплуатационная
Компания“ (далее ЗАО “ЖЭК“) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Саратовской области о признании недействительными ее акта выездной налоговой проверки от 25.08.2006 N 380 и решения от 29.09.2006 N 380.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2007, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2008, в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения налогового органа отказано.

В остальной части производство по делу прекращено по основаниям п. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты об отказе в удовлетворении его заявления о признании недействительным решения ответчика в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 3 316 668 рублей, в соответствующей по нему суммы пени и налоговых санкций, мотивируя это нарушением и неправильным применением судами норм материального права.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 09.09.2008 объявлен перерыв до 9 часов 25 минут 11.09.2008.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 29.09.2006 N 380 по результатам акта выездной налоговой проверки от 25.08.2006 N 380 за период с 21.10.2004 по 31.12.2005, ЗАО “ЖЭК“ предложено уплатить в бюджет доначисленные налоговые платежи в общей сумме 3 562 901, 80 рублей, пени по ним в сумме 358 454,27 рублей, налоговые санкции по основаниям п. п. 1, 2 ст. ст. 119, 122, 123, п. 1 ст. 126 НК
РФ в сумме 2 512 899,36 рублей, в том числе НДС в сумме 3 434 638 рублей, пени по нему в сумме 318 194,43 рублей, штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 686 927,60 рублей.

Общество считает, что Комитет жилищного хозяйства необоснованно выделял НДС в платежных документах на перечисление субвенций. Указанные суммы являются компенсацией льгот, предоставленных федеральным и региональным законодательством гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг, следовательно, в силу пункта 2 статьи 154 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы для налогообложения НДС.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований Общества в этой части, указали, что в рассматриваемом случае, бюджетные средства предоставляются на оплату льгот отдельным категориям граждан, а не в виде субсидий или субвенций ЗАО “ЖЭК“, для которого получение указанных средств является не компенсацией расходов, а оплатой за оказанные услуги по договорам.

Коллегия выводы судов об отказе в удовлетворении заявления Общества в этой части находит правильными.

Согласно уставу ЗАО “ЖЭК“ является коммерческой организацией, основным видом деятельности Общества является обслуживание жилого фонда и внутридомовой территории.

В силу положений п. 1.1, п. 2.1.1 муниципального контракта N 1, заключенного между Комитетом жилищного хозяйства (служба заказчика) Администрации Балаковского муниципального образования и ЗАО “ЖЭК“ (исполнитель) на содержание и ремонт жилищного фонда Балаковского муниципального образования, служба заказчика поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по содержанию и ремонту муниципального жилищного фонда и придомовых территорий, служба заказчика обязуется своевременно оплачивать исполнение муниципального контракта за счет средств, поступающих от населения за содержание и ремонт жилья в части действия настоящего контракта, средств бюджетов различных уровней.

В 2004 году между администрацией Балаковского муниципального
образования (муниципальный заказчик), Комитетом жилищного хозяйства БМО (служба заказчика) и ЗАО “ЖЭК“ (исполнитель) заключено соглашение на исполнение муниципального заказа на предоставление в пользование жилых помещений - муниципального жилищного фонда, жилищно-коммунальных услуг и на техническое обслуживание, санитарное содержание и текущий ремонт жилищного фонда и придомовых территорий, по условиям которого муниципальный заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по управлению жилым фондом и предоставлению в пользование жилых помещений муниципального жилищного фонда, жилищно-коммунальных услуг населению, и по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту жилищного фонда и придомовых территорий (п. 1.2 Соглашения). Служба заказчика принимает на себя обязательства по перечислению денежных средств исполнителю за предоставленные жилищно-коммунальные услуги населению в части бюджетных средств (льготы, субсидии, 10% доля тарифа, до принятия 100% тарифа) (п. 1.3 Соглашения). Муниципальный заказчик обязуется ежемесячно, до последнего числа текущего месяца, перечислять на бюджетный счет службы заказчика денежные средства, предусмотренные в бюджете БМО на покрытие расходов по льготам и субсидиям.

Постановлением Главы Балаковского муниципального образования от 01.02.2005 N 233 утверждено положение о порядке предоставления субвенций на финансирование расходов, связанных с реализацией законов Саратовской области “О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов в Саратовской области“ и “О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий“, которое вступило в законную силу с 01.01.2005.

Данным постановлением установлен Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг ветеранам труда, ветеранам военной службы, ветеранам государственной службы, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Согласно пункту 2.1 Положения предприятия и организации, оказывающие жилищно-коммунальные услуги, ежемесячно представляют в
управление социальной защиты определенный пакет документов.

Управление социальной защиты населения при поступлении финансирования на эти цели производит предприятиям и организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, перечисление средств на основании представленных документов, подтверждающих фактически произведенные расходы.

Судами установлено, что утвержденный порядок заявителем соблюден не был. Доказательств обратного судам ЗАО “ЖЭК“ не представлено.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ независимо от источника финансирования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2006) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определялась как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

С 01.01.2006 согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ “О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах“) суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы
не учитываются.

Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 11 Кодекса).

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому лицу или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Как верно указал суд первой инстанции, получателями дотаций не могут быть юридические или физические лица. Данные лица могут получать из бюджетов различных уровней только субвенции на осуществление определенных целевых расходов или субсидии на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ только в случае, если они реализуют товары (работы, услуги) по государственным регулируемым ценам, соответствующий бюджет возмещает им фактически полученные убытки, связанные с применением вышеуказанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, и налогоплательщики являются получателями вышеуказанных средств (бюджетополучателями).

Только в этом случае средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета (в виде субсидий или субвенций) для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не учитываются при определении налоговой базы по НДС, так как их
получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).

ЗАО “ЖЭК“ спорные денежные средства получало от Комитета жилищного хозяйства (Служба заказчика) администрации Балаковского муниципального образования, который не является распорядителем бюджетных средств.

Как видно из материалов дела, судом первой инстанции были затребованы сведения от Комитета финансов Администрации Балаковского муниципального образования и Комитета жилищного хозяйства Администрации Балаковского муниципального образования (Служба заказчика) о том, кто в период с 01.01.2005 по 30.06.2006 являлся бюджетополучателем денежных средств, направляемых на возмещение оплаты коммунальных услуг, субсидий, субвенций льготным категориям населения, а также в связи с применением тарифов по оплате коммунальных услуг населению в части, касающейся ЗАО “ЖЭК“.

Из ответа Комитета жилищного хозяйства Администрации Балаковского муниципального образования от 21.12.2007 N 4341/01-12 следует, что финансирование, связанное с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется через расчетные счета Комитета, на основании заключенных договоров с Управлением социальной защиты населения Балаковского МО и Министерством здравоохранения.

Организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда по муниципальным контрактам на оказание услуг, ежемесячно оформляли ведомости выполненных работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, исходя из действующих тарифов, включающих НДС.

Полученные из бюджетов субвенции являются частью оплаты за жилищно-коммунальные услуги по утвержденным тарифам с учетом налога на добавленную стоимость. Комитет выписывал счета-фактуры УСЗН и Министерству здравоохранения на возмещение льгот за жилищно-коммунальные услуги с выделением сумм НДС.

Из ответа Комитета финансов Администрации Балаковского муниципального образования Саратовской области от 21.12.2007 N 04-2-1436 следует, что в период с 01.01.2005 по 20.06.2006 бюджетополучателем денежных средств, направляемых на возмещение разницы в оплате за жилищно-коммунальные услуги, являлся Комитет жилищного хозяйства администрации Балаковского муниципального образования. Возмещение расходов по
оплате субсидий гражданам также производилось через Комитет жилищного хозяйства до 01.07.2005.

В платежных поручениях на перечисление Комитетом жилищного хозяйства администрации Балаковского муниципального образования (Служба Заказчика) денежных средств ЗАО “ЖЭК“ (Исполнителю) указано назначение платежа: оплата субсидий, льгот со ссылками на законы, то есть была произведена оплата выполненных работ (услуг) и выделение отдельной строкой суммы НДС.

Согласно статье 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Суды правильно указали, что в рассматриваемом случае, бюджетные средства предоставляются на оплату льгот отдельным категориям граждан, а не в виде субсидий или субвенций ЗАО “ЖЭК“, для которого получение указанных средств является не компенсацией расходов, а оплатой за оказанные услуги по договорам, основан на нормах материального права.

Таким образом, если денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией услуг по льготным тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату подлежащих обложению НДС услуг, оказываемых льготным категориям граждан, то такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС. Поэтому сумма НДС должна учитываться при направлении из бюджета организациям вышеуказанных денежных средств в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

Доводу ЗАО “ЖЭК“ о том, что налоговым органом сумма налога на добавленную стоимость была исчислена только на основании данных книги покупок и книги продаж и главной книги, в
которых неверно (ошибочно) начислены суммы, и не учтено, что до 01.01.2006 исчисление, определение налоговой базы по НДС производилось по оплате, суды дали надлежащую правовую оценку.

Порядок ведения журнала полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС установлен Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.

Так, в книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС (с учетом положений статей 2 и 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ), в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Учитывая, что в учетной политике заявителя установлено, что моментом определения налоговой базы по НДС является дата оплаты, исходя из смысла вышеуказанных правил следует, что счета-фактуры, зарегистрированные в книге продаж, являются оплаченными счетами-фактурами. Доказательств обратного судам заявителем не представлено.

Все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и им дана обоснованная правовая оценка, доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и выводов судов, нормы материального права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов не установлено, а, поэтому основания для отмены или изменения судебных актов
отсутствуют, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 28.12.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2008 по делу N А57-13335/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.