Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2008 по делу N А55-18025/07 Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части уплаты недоимки по НДС и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет и налоговую отчетность предприятия удовлетворено правомерно, поскольку заявитель представил в налоговый орган полный пакет документов, предусмотренный Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о принципах взимания косвенных налогов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2008 г. по делу N А55-18025/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области, г. Тольятти

на решение от 05.02.2008 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 28.03.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-18025/07,

по заявлению закрытого акционерного общества “АКОМ“, г. Жигулевск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области, г. Тольятти, о признании частично недействительным решения налогового органа

установил:

закрытое акционерное общество “АКОМ“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании частично
недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 10.09.2007 N 1230 в части уплаты недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 530698 руб. и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет и налоговую отчетность предприятия.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.02.2008 заявление Общества удовлетворено.

Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявления Общества.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как усматривается из материалов дела, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области по результатам камеральной налоговой проверки (акт N 1080 от 13.08.07 - л. д. 14 - 26) на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за март 2007 г. (л. д. 27 - 38) принято решение от 10.09.07 г. N 1230 в т.ч. об уплате недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 530 698 руб. и внесении ре необходимых исправлений в бухгалтерский учет и налоговую отчетность предприятия (л. д. 11 - 13).

Основанием для уплаты заявителем недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 530 698 руб. и внесения необходимых
исправлений в бухгалтерский учет и налоговую отчетность предприятия налоговый орган указывает представление неполного пакета документов, а именно: по договору поставки N 420-09-06 от 04.09.06 г., заключенному с Иностранным предприятием “Батавтотрейд“ (Республика Беларусь) - представлены незаверенные руководителем заявителя од копии документов; в платежном поручении N 565 от 19.02.2007 г., в выписке из лицевого счета от 20.02.2007 г. в поле “банк плательщика“ указан Сбербанк России ОАО г. Москва корреспондентский счет N 30101810400000000225, счет N 30231810900000000154, которые не предусмотрены названным договором, не представлено заявление на перевод денежных средств, не доказано поступление выручки от иностранного покупателя; не представлена ГТД с отметками таможенного ей органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров; на копии о товаросопроводительного документа (СМК) отсутствует отметка таможенного органа РФ, 1р производящего таможенное оформление указанного товара; по договору на поставку N 335-07-06 от 07.07.2006 г., заключенному с ООО “Шамси Рахим-2005“ (Республика Таджикистан) - в платежном поручении N 499 от 04.10.06 г., в выписке банка от 04.10.06 г.: в поле “банк плательщика“ указан Сбербанк России ОАО г. Москва корреспондентский счет N 30101810400000000225, счет N 30231810300000000068, которые не предусмотрены названным договором; не представлено заявление 5 на перевод денежных средств, не доказано поступление выручки от иностранного покупателя.

Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Из материалов дела усматривается, что ЗАО “Аком“ осуществляло реализацию аккумуляторов в Республику Таджикистан, Республику Беларусь иностранным покупателям, иностранному предприятию “Батавтотрейд“ (Республика Беларусь) по договору поставки от 04.09.2006 г. N 420-09-06 ЗАО “АКОМ“ и ООО “Шамси-Рахим-2005“
(Республика Таджикистан“) по договору поставки от 07.07.2006 г. N 335-07-06.

Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение товаров, помещенных под режим экспорта, производится по ставке 0% при условии их фактического вывоза за пределы Российской Федерации и предоставления в налоговые органы документов, “предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой налогоплательщиком для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 настоящей статьи, представляются следующие документы“ контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товаров (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица-покупателя указанных товаров (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее - пограничный таможенный орган); копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

При этом Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (приложение к Соглашению от 15.09.04 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг“) также содержит требование о представлении выписки банка (ее копии), подтверждающей фактическую уплату налога по ввезенным товарам.

В соответствии со
ст. 2 указанного Соглашения от 15.09.04 г. при экспорте товаров и применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии документального подтверждения факта экспорта.

В Положении о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между РФ и РБ, являющегося неотъемлемой частью вышеназванного Соглашения, в разделе II определены документы, которые наряду с налоговой декларацией предоставляются налогоплательщиком по экспорту в Республику Беларусь. К ним, в частности, относятся: договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров; выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории одного государства на территорию другого государства, с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме; копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.

В соответствии с пунктом 4 раздела II Соглашения в случае непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 Соглашения, налоговые органы вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения “нулевой“ ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны при наличии в налоговых органах государства одной Стороны подтверждения в электронном виде от налоговых органов государства другой Стороны факта уплаты косвенных налогов в полном объеме. При этом обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами России и Республики Беларусь осуществляется ежемесячно. Регламент обмена утвержден приказом ФНС России от 25.03.2005 г. N САЭ-3-6/118@.

Как следует из материалов, представленными Обществом как налоговому органу (л. д. 39 - 42), так и суду документами
подтверждается правомерность применения заявителем налоговой ставки 0% по экспортной реализации в указанной сумме, о чем свидетельствуют: договоры поставки N 420-09-06 от 04.09.06 г., N 335-07-06 от 07.07.2006 г.; международная товарно-транспортная накладная (СМК); товарные накладные; счета-фактуры; заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов; грузовая таможенная декларация с соответствующими отметками таможенного органа о вывозе товаров; железнодорожная накладная с соответствующими отметками таможенного органа о вывозе товаров; платежные поручения, выписки банка из лицевого счета в подтверждение фактического поступления выручки от иностранных покупателей, паспорта сделок (л. д. 43 - 68).

В акте камеральной проверки от 13.08.2007 г. N 1080 налогового органа (стр. 8 акта - л. д. 21) указано, что сведения, указанные в представленном Обществом заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов N 1039 от 08.02.2007 г. совпадают со сведениями, указанными в базе данных сформированной в ходе обмена информацией в электронном виде между налоговыми органами ФНС России о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты РФ и РБ, что свидетельствует о подтверждении факта уплаты контрагентом общества сумм налогов в бюджет Республики Беларусь.

Доводы налогового органа о представлении Обществом незаверенных руководителем копий документов; о не представлении ГТД с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров; об отсутствии на копии товаросопроводительного документа (СМК) отметки таможенного органа РФ, производящего таможенное оформление указанного товара, правомерно не приняты судом первой инстанции, поскольку в соответствии с доверенностью от 06.03.07 г. N 041 главный бухгалтер Замотина Н.В. вправе удостоверять подлинность копий документов (л. д. 83); названное Соглашение от 15.09.04 г. между Правительством РФ и Правительством РБ не требует представления ГТД
для подтверждения факта экспорта в Республику Беларусь, и предусматривает представление копий транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара.

Судом первой инстанции также обоснованно отклонены ссылки налогового органа на то, что в платежных поручениях N 565 от 19.02.2007 г., N 499 от 04.10.06 г., в выписках банка от 20.02.07 от 04.10.06: в поле “банк плательщика“ указан Сбербанк России ОАО г. Москва корреспондентский счет N 30101810400000000225, счета N 30231810900000000154, N 30231810300000000068, которые не предусмотрены названными договорами; не представлены заявления на перевод денежных средств, не доказано поступление выручки от иностранных покупателей, поскольку счета Сбербанка России являются корреспондентскими и открыты ОАО “Белинвестбанк“ и ЗАО “Таджпромбанк“ соответственно в установленном порядке для выполнения операций по перечислению денежных средств по поручению клиентов, использование банками в расчетах корреспондентских счетов не противоречит банковскому законодательству, а представленными документами, как указывалось выше, подтверждается фактическое поступление выручки от иностранных покупателей.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несоответствии оспариваемого решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области от 10.09.07 г. N 1230 в части уплаты недоимки по налогу на добавленную стоимость в сумме 530 698 руб. и внесения необходимых исправлений в бухгалтерский учет и налоговую отчетность предприятия налоговому законодательству и необходимости удовлетворения заявленных Обществом требований.

В связи с принятием судом отказа Общества от иска в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области вынести решение о возмещении НДС 530 698 руб. за март 2007 г., производство по делу в этой части обоснованно прекращено судом.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 05.02.2008 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 28.03.2008 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-18025/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Самарской области в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 рублей.

Поручить Арбитражному суду Самарской области исполнительный лист выдать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.