Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 05.08.2008 по делу N А72-5657/07-6/293 Поскольку убытки, возникшие в связи с предоставлением потребителям по льготным ценам товаров или услуг, до 01.01.2005 подлежат взысканию с публично-правового образования, чьим нормативным актом установлены подлежащие применению льготы, то суд, учитывая, что истец применял в расчетах с гражданами льготы на оплату электрической энергии, установленные федеральными законами, возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Российскую Федерацию в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2008 г. по делу N А72-5657/07-6/293

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, город Ульяновск,

на решение от 22.01.2008 года Арбитражного суда Ульяновской области и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008 года по делу N А72-5657/07-6/293,

по иску открытого акционерного общества “Ульяновскэнерго“, город Ульяновск, к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, город Ульяновск, Министерству финансов Ульяновской области, город Ульяновск, Управлению финансов администрации Муниципального образования “Инзенский район“, третьи лица: Комитет социальной защиты населения по Инзенскому
району Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, город Ульяновск, Управление Департамента социальной защиты населения по Инзенскому району Ульяновской области, Ликвидационная комиссия Комитета социальной защиты населения по Инзенскому району Ульяновской области, о взыскании убытков,

установил:

исковые требования заявлены в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в результате предоставления льгот открытым акционерным обществом “Ульяновскэнерго“ в 2004 году по оплате электрической энергии физическим лицам, проживающим на территории Инзенского района, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, истцу причинены убытки.

Решением от 22.01.2008 года Арбитражный суд Ульяновской исковые требования удовлетворил. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008 года решение изменено частично, а именно: взыскание убытков в размере 603, 87 руб. 66 коп. отнесено на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны в пользу ОАО “Ульяновскэнерго“, в остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе уполномоченный орган ответчика - Российской Федерации - Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области - просит принятые судебные акты отменить как несоответствующие нормам права. Считает, что решением суда были разрешены вопросы об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.

В отзывах на кассационную жалобу Правительство Ульяновской области и открытое акционерное общество “Ульяновскэнерго“ просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, отзывов на нее, пришел к
выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Предметом спора является взыскание с публично-правового образования убытков, возникших в результате исполнения истцом ФЗ РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ по поставке в 2004 году электроэнергии гражданам, проживающим в Инзенском районе, установленные данными законами льготы, по льготным тарифам.

Судами установлено, что истец поставлял в 2004 году гражданам, имеющим право на льготы, электроэнергию с применением 50-и процентной скидки от установленного тарифа, в результате чего недополучил доход в размере 603 руб. 66 коп. Судом взыскана данная сумма с Министерства финансов РФ за счет казны РФ на основании ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ, п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ.

При рассмотрении споров о взыскании с публично-правового образования убытков в связи с осуществленным предоставлением до 01.01.2005 года потребителям по льготным ценам товаров или услуг убытки подлежат взысканию с публично-правового образования, чьим нормативным актом установлены подлежащие применению льготы, с учетом того, что возложение данной обязанности на иные публично-правовые образования без предоставления им необходимых финансовых средств не допускается. При этом недостаточность выделенных средств по сравнению с запланированными в составе расходов бюджета публично-правового образования не освобождает публично-правовое образование от обязанности возместить причиненные убытки (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 23 от 22.06.2006 года). Истец применял в расчетах с гражданами льготы, установленные федеральными законами, действие которых в 2004 году не было приостановлено, вследствие чего именно Российская Федерация обязана возместить истцу неполученные им доходы. Поскольку принятых ответчиком - Российской Федерацией - мер по компенсации предприятиям неполученных доходов (в том числе и путем предоставления субъекту
федерации субвенций на реализацию данных законов), оказалось недостаточно (что свидетельствует о противоправном бездействии ответчика), суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Российскую Федерацию в соответствии со статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы уполномоченного органа, представляющего интересы РФ в данном споре, о неприменении судом ст. 133 Бюджетного кодекса РФ в совокупности с порядком предоставления и расходования бюджетных средств из фонда компенсаций, установленных постановлениями Правительства РФ от 13.05.2002 года N 310 и от 14.07.2001 года N 536, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции. В основание иска истцом положены обстоятельства, имевшие место в 2004 году. ст. 133 Бюджетного кодекса РФ, в редакции, предусматривающей порядок расходования средств Федерального фонда компенсаций, вступила в законную силу с 01.01.2005 года (ст. 2 ФЗ РФ от 20.08.2004 года N 120-ФЗ), и данная норма права в редакции ФЗ РФ от 20.08.2004 года N 120-ФЗ не может быть распространена на отношения, возникшие в 2004 году.

Таким образом, суды правомерно установили наличие достаточных оснований для удовлетворения исковых требований за счет средств казны Российской Федерации.

Довод заявителя относительно не привлечения надлежащего ответчика к участию в деле, не может быть признан состоятельным, так как иск был заявлен к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Ульяновской области, соответственно, Министерство финансов считается уполномоченным органом, привлеченным надлежащим образом и выступающим от лица Российской Федерации.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судами норм материального или процессуального права и повторяют доводы апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции была дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов в обоснование кассационной жалобы заявитель не представил, в связи с
чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2008 года по делу N А72-5657/07-6/293 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.