Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 30.05.2008 по делу N А55-16159/07 Материалами дела подтверждены тяжелое финансовое положение налогоплательщика, добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по внесению дополнений и изменений в налоговую декларацию в связи с обнаружением в ней ошибок, а также социальная значимость деятельности налогоплательщика, в связи с чем снижение суммы штрафа на основании ст. ст. 112, 114 НК РФ является правомерным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2008 г. по делу N А55-16159/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2007 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2008 года по делу N А55-16159/07,

по заявлению Открытого акционерного общества “Авиакомпания “Самара“ о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 01 октября 2007 года N 12-15/7063/80 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации,

установил:

Открытое акционерное общество
“Авиакомпания “Самара“ (далее - ОАО “АК “Самара“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее - налоговый орган) от 01.10.2007 N 12-15/7063/80 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 1 980 425 руб.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.12.2007 заявленные требования удовлетворены частично, решение налогового органа от 01.10.2007 N 12-15/7063/80 признано недействительным в части привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 1 930 425 руб.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 решение первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что ОАО “АК “Самара“ не выполнило требования пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации и до подачи уточненной декларации не уплатило недостающую сумму налога в размере 9 902 126 руб. и соответствующие суммы пени, в связи с чем в результате виновных противоправных деяний допустило не уплату налога по сроку 20.11.2006 и правомерно привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального
права, установил следующее.

Из материалов дела усматривается, что 01.10.2007 налоговым органом вынесено решение N 12-15/7063/80 о привлечении ОАО “АК “Самара“ к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 1 980 425 руб.

Решение налогового органа мотивировано тем, что по основной декларации за октябрь 2006 года от 20.11.2006 сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная к уплате в бюджет, составила 15 005 773 руб., по уточненной декларации за октябрь 2006 года сумма налога к уплате составила 9 581 894 руб. (разница к уменьшению 5 423 879 руб.), по уточненной декларации за октябрь 2006 года от 17.05.2007 сумма налога к уплате в бюджет составила 9 902 126 руб. (разница к доплате 320 232 руб.). При этом до подачи уточненного расчета за октябрь 2006 года налог на добавленную стоимость Обществом уплачен не был, в связи с чем налоговый орган применил положения пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и привлек Общество к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

В силу пункта 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи
налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности при представлении уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Из материалов дела усматривается, что задолженность ОАО “АК “Самара“ перед бюджетом по состоянию на 10.09.2007 составляет 775 971 389 руб. 60 коп. Согласно данным бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за период с 2005 года по 2007 год, прибыль у налогоплательщика отсутствует, убытки за указанный период составляют 298 345 000 руб., что свидетельствует о тяжелом финансовом положении налогоплательщика.

В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 28.04.2007 N 1009, от 28.04.2007 N 570 ОАО “АК “Самара“ внесено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, участие Российской Федерации в управлении которым обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства.

При этом налогоплательщик самостоятельно и добровольно исполнил обязанность по внесению дополнений и изменений в налоговую декларацию в связи с обнаружением в ней неточностей и ошибок.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации смягчающими обстоятельствами за совершение налогового правонарушения, признаются любые обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В силу пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем
в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Постановлением от 11.06.1999 N 41/9 Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ указал, учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

При исследовании обстоятельств дела в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что исходя из сложившейся судебной практики, смягчающими ответственность обстоятельствами признаются тяжелое финансовое положение налогоплательщика, значительная задолженность перед бюджетом, социальная значимость его деятельности.

Таким образом, учитывая, что материалами дела подтверждено тяжелое финансовое положение Общества, добровольное исполнение налогоплательщиком обязанности по внесению дополнений и изменений в налоговую декларацию в связи с обнаружением в ней ошибок, а также социальную значимость деятельности Общества, судом первой инстанции правомерно уменьшен размер взыскиваемого с ОАО “АК “Самара“ штрафа.

При этом в кассационной жалобе налогового органа не содержится доводов, доказывающих неправомерное применение судом норм статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации при уменьшении размера штрафных санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом норм
материального или процессуального права Ф.И.О. доводам апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, иных доводов в обоснование заявленных в кассационной жалобе требований, налоговый орган не представил, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2007 года и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 февраля 2008 года по делу N А55-16159/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара, в доход Федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 руб.

Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.