Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 07.05.2008 по делу N А55-17236/2007-3 В силу положений ст. 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Суммы начисленных пеней должны корреспондироваться с конкретной суммой недоимки и конкретным налоговым периодом. Направление требований на уплату пеней без указания в них конкретной недоимки Налоговым кодексом не предусмотрено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 мая 2008 г. по делу N А55-17236/2007-3

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2007 по делу N А55-17236/07-3,

по заявлению открытого акционерного общества “Самарский завод “Экран“, г. Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительными ее требования от 09.10.2007 N 650 и решения от 12.11.2007 N 787,

установил:

открытое акционерное общество “Самарский завод “Экран“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной
налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительным ее требования от 09.10.2007 N 650 о взыскании пени в сумме 5032,89 рублей и решения от 12.11.2007 N 787 о взыскании пени в сумме 5032,89 рублей за счет денежных средств налогоплательщика.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2007 заявление удовлетворено.

Арбитражным апелляционным судом законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, мотивируя это тем, что формальное нарушение положений пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации не является достаточным основанием для признания недействительным требования налогового органа при наличии имеющейся у заявителя задолженности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.

Как усматривается из материалов дела, налоговым органом в адрес заявителя направлено требование по состоянию на 09.10.2007 N 650 об уплате пени в сумме 5032,89 рублей.

Налоговым органом в связи с неисполнением в добровольном порядке заявителем требования от 09.10.2007 принято решение от 12.11.2007 N 787 о взыскании задолженности в сумме 5032,89 рублей за счет денежных средств Общества.

Коллегия выводы суда об удовлетворении заявления находит правильными.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога (сбора) представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие по нему пени.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о:

- сумме задолженности по налогу,

- размере пеней, начисленных на момент направления требования,

- сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах,

- сроке исполнения требования,

- а также о мерах
по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требовании налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В силу положений ст. 75 НК РФ пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.

Таким образом, суммы начисленных пеней должны корреспондироваться с конкретной суммой недоимки и конкретным налоговым периодом. Направление требований на уплату пеней без указания в них конкретной недоимки в Налоговом кодексе не предусмотрено.

В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О применении части первой Налогового кодекса РФ“ разъяснено, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени и ставки пеней.

Налоговым органом не представлены доказательства, подтверждающие сведения о сумме и дате образования недоимки, а также в его требовании не приведены конкретные основания начисления налогов и пеней.

В оспариваемом требовании в качестве основания взимания пени указано лишь часть 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и то, что процентная ставка пени рассчитана исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России (19.06.2007) 10.000% годовых.

Представленные налоговым
органом в ходе судебного разбирательства “Подтверждение пени, начисленной с 01.08.2007 по 09.10.2007“ как и оспариваемое требование в нарушение ст. 69 НК РФ не содержит указание на конкретные основания начисления недоимки (соответствующее решение налогового органа, налоговая декларация и др.), а также не содержит сведения о сумме задолженности по налогу, периоде образования недоимки, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Исходя из указанных в требовании сроков уплаты, предельные сроки взыскания задолженности по налогу как в бесспорном порядке, так и в судебном порядке, истекли.

На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Кодекса, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Таким образом, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07.

Таким образом,
суд сделал правильный вывод о том, что указанное обстоятельство также является основанием признания оспариваемого требования недействительным.

При таких обстоятельствах коллегия судебный акт находит законным и обоснованным.

В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснениями (пунктом 2) Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 117 “Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации“ установлено об отсутствии оснований для освобождения налоговых органов от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной (кассационной) жалобы по делам, по которым они выступали в качестве ответчиков.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 20.12.2007 по делу N А55-17236/2007-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей.

Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.