Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 24.04.2008 по делу N А55-10402/07 Заявление о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления налога на имущество удовлетворено, так как освобождение от уплаты налогов как разновидность государственной поддержки адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации, следовательно, региональная организация инвалидов имеет право на льготы по налогу на имущество.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2008 г. по делу N А55-10402/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району города Самары

на решение от 19 октября 2007 года Арбитражного суда Самарской области и постановление от 24 декабря 2007 года Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-10402/07

по заявлению Самарской городской организации Самарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, город Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району города Самары

о признании недействительным решения от 11.07.2007 N 19-22/69,

установил:

Самарская городская организация Самарской региональной организации Общероссийской общественной организации
инвалидов войны в Афганистане (далее - организация инвалидов, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары (далее - налоговый орган) от 11.07.2007 N 19-22/69 в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 295 458 руб. 21 коп., единого социального налога (далее - ЕСН) в сумме 1717,47 руб., налога на имущество в сумме 13 846 руб., начисления соответствующих сумм пеней и налоговых санкций.

Решением от 19.10.2007 Арбитражного суда Самарской области, оставленным без изменения постановлением от 24.12.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции для ее удовлетворения оснований не находит.

Из материалов дела усматривается, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка организации инвалидов, по результатам которой составлен акт от 06.06.2007 и принято решение от 11.07.2007 о доначислении организации инвалидов НДС в сумме 1 295 458 руб. 21 коп., ЕСН в сумме 1 717,47 руб., налога на имущество в сумме 13 846 руб., начислении соответствующих на указанные суммы налогов пеней и налоговых санкций.

Не согласившись с решением налогового органа, организация инвалидов обратилась с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования организации инвалидов, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.

Организация инвалидов арендует производственные площади, цеха и оборудование у открытого акционерного общества “Завод ЖБИ-3“ и открытого акционерного общества “Самарский опытно-экспериментальный завод“.

Согласно заключенным договорам аренды стоимость потребленной организацией инвалидов для производственных целей электроэнергии, тепло- и водоснабжения
не входит в состав арендной платы, а оплачивается через арендодателей на основании документов об их фактических расходах.

Довод налогового органа о том, что налогоплательщик необоснованно предъявил сумму налога в размере 1 090 898 руб. 88 коп. к вычету, поскольку арендодатели не являются энергоснабжающими организациями, поэтому передача ими энергоресурсов своим арендаторам не является реализацией, проверен судом и обоснованно отклонен.

В данном случае организация инвалидов является субабонентом по заключенным договорам электроснабжения (между энергоснабжающими организациями ОАО “Самараэнерго“ и “Энергосбыт“ и его арендодателями ОАО “Завод ЖБИ-3“ и ОАО “Самарский опытно-экспериментальный завод“). Данные договоры устанавливают порядок определения расходов организации инвалидов на электроэнергию в арендуемом помещении и являются частью договоров аренды, которые не противоречат закону.

В соответствии со статьей 545 Гражданского кодекса Российской Федерации абоненты могут передавать электроэнергию, принятую ими от энергоснабжающей организации, через присоединительную сеть другому субабоненту с согласия энергоснабжающей организации.

Передача энергии производится с согласия энергоснабжающих организаций. Более того, в договорах электроснабжения, заключенных ОАО “Завод ЖБИ-3“ с ОАО “Самараэнерго“, специально договорена мощность потребления электроэнергии с учетом производств организации инвалидов, следовательно, фактически налогоплательщик потребляет электроэнергию от энергоснабжающей организации посредством распределительных сетей его арендодателя.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждено, что организация инвалидов использует потребляемую электроэнергию для производственных целей.

Таким образом, с учетом представления организацией всех документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации в целях возмещения НДС, налоговый орган необоснованно доначислил налогоплательщику налог в указанной сумме, начислил пени и штраф.

Правомерным является и вывод суда об отсутствии оснований у налогового органа для доначисления организации инвалидов НДС в сумме 204 559 руб. 33 коп. и начисления штрафа в силу следующего.

Из материалов дела усматривается, что
налогоплательщик отразил вычеты по НДС в другом налоговом периоде, между тем сумма недоимки по налогу, образовавшаяся в ноябре 2005 г. в размере 45762,72 руб. была погашена в результате переплаты налога в сентябре 2006 г. в размере 45762,72 руб., сумма недоимки по налогу, образовавшаяся в ноябре 2005 г. в размере 152542,37 руб. была погашена в результате переплаты налога в декабре 2005 г. в размере 152542,37 руб., а сумма недоимки по налогу, образовавшаяся в декабре 2005 г. в размере 6254,24 руб. была погашена в результате переплаты налога в январе 2006 г. в размере 6254,24 руб. Уточненные налоговые декларации, в которых были отражены указанные суммы, налогоплательщик сдал в налоговый орган.

Следовательно, на момент вынесения решения у налогового органа отсутствовали основания для доначисления НДС в сумме 204559 руб. 33 коп., а также для начисления штрафа.

Довод налогового органа о том, налогоплательщик неправомерно применил в проверяемом периоде льготу по налогу на имущество, поскольку организация инвалидов не является общероссийской общественной организацией, также подлежит отклонению.

В соответствии с пунктом 3 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от налогообложения налогом на имущество общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности.

Материалами дела подтверждено, что организация инвалидов является структурным подразделением Самарской региональной организации Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане, которая, в свою очередь, является структурным подразделением Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане.

Позиция налогового органа в отношении региональной общественной организации инвалидов носит
дискриминационный характер и противоречит принципу всеобщности и равенства налогообложения (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.12.1999 N 18-П, освобождение от уплаты налогов как разновидность государственной поддержки адресовано одной и той же категории граждан - инвалидам и поэтому не может зависеть от статуса общественной организации.

Следовательно, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о том, что организация инвалидов имеет право на льготы по налогу на имущество.

Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных арбитражным судом обстоятельств, однако в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов и правильность применения норм материального и процессуального права. Исследование и переоценка доказательств, уже исследованных судом нижестоящей инстанции, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Доводы заявителя жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение от 19.10.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление от 24.12.2007 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-10402/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому району города Самары - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.