Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2008 по делу N А12-13767/07 В случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2008 г. по делу N А12-13767/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области

на решение от 29.10.2007 по делу N А12-13767/07 Арбитражного суда Волгоградской области

по заявлению предпринимателя Лиманского А.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Волгоградской области о признании недействительным решения

установил:

индивидуальный предприниматель Лиманский А.И. обратился с заявлением в Арбитражный суд Волгоградской области о признании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Волгоградской области от 09.06.2007 N 16-16/2-2758 недействительным в части начисления налога на игорный бизнес за июль
2005 года в сумме 84375 рублей.

Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2007 заявление удовлетворено.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятое по делу решение со ссылкой на нарушение норм материального права.

Правильность применения судом первой инстанции при рассмотрении дела норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и сделан вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенного по делу решения, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Лиманский А.И. на основании лицензии N 001256, выданной Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту 25.04.2003 г., осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.

В соответствии с декларацией по налогу на игорный бизнес за июль 2005 года сумма налога на игорный бизнес, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная по ставке 4500 рублей за один игровой автомат, составляет 112 500 рублей.

17 февраля 2007 года Лиманский А.И. представил в Межрайонную ИФНС России N 9 по Волгоградской области уточненную налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за июль 2005 года, в которой применил ставку налога 1125 рублей за один игровой автомат, в связи с чем сумма налога была уменьшена и составила 28 128 рублей.

Налоговый орган посчитал применение ставки налога на игорный бизнес в размере 1125 рублей в июле 2005 года неправомерным, в связи с чем 9 июня 2007 г. вынес решение о начислении по лицевому счету уменьшенного налога на игорный бизнес в размере 84375 руб.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 9
Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Суд правомерно отклонил довод налогового органа о том, что статья 9 Закона N 88-ФЗ не подлежит применению, поскольку утратила силу с 01.01.2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 г. N 11-П указанная выше норма Федерального закона направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов, и элементов налогового обязательства по каждому из них.

Таким образом, данное обстоятельство (утрата ст. 9 Закона N 88-ФЗ силы) не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2007 г. N 3597/07.

Кроме того, в силу
статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налог на игорный бизнес является региональным налогом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

02.10.1996 г. был принят Закон Волгоградской области N 85-ОД “О государственной поддержке предпринимательства в Волгоградской области“, пункт 2 статьи 8 которого повторял норму, изложенную в абзаце втором части 1 статьи 9 ФЗ от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ о сохранении для субъектов малого предпринимательства в течение четырех лет своей деятельности порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.

Статья 8 исключена на основании Закона Волгоградской области от 08.12.2005 г. N 1129-ОД. Соответственно, в сентябре 2005 г. данная норма в отношении региональных налогов и сборов сохраняла свое действие.

В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей“ (в редакции Федерального закона от 23.06.2003 г. N 76-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и предпринимателей осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрен перечень сведений об индивидуальном предпринимателе, которые содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, среди которых указана дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения
в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.

Согласно статье 2 Федерального закона от 23.06.2003 г. N 76-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц“ документы о зарегистрированных ранее индивидуальных предпринимателях, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 1 января 2004 г., являются частью федерального информационного ресурса и подлежат передаче в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до 01.01.2005 г. в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вероятно, имеется в виду Постановление Правительства РФ от 09.10.2003 N 617.

Порядок передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004 г., предусмотрен Правилами передачи документов об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004 г., утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.10.2004 г. N 617.

В силу пункта 2 указанных Правил, документы об индивидуальных предпринимателях, зарегистрированных до 01.01.2004 г., подлежат передаче в территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам органами, осуществлявшими государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей до 01.01.2004 г.

Исходя из изложенных положений нормативных актов, регулирующих вопросы регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, суд пришел к обоснованному выводу, что в настоящее время единственным документом, подтверждающим статус индивидуального предпринимателя, является выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая содержит сведения о дате первичной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в которой дата регистрации Лиманского А.И. в качестве индивидуального предпринимателя указана 29 мая 2002 г.

Кроме того, судом первой инстанции дана
надлежащая оценка выданному в 2001 г. предпринимателю Лиманскому А.И. свидетельства N 6007340 от 30.01.2001 г. на право осуществления деятельности в виде производства и реализации сельхозпродукции.

Установлено, что Лиманский А.И. по свидетельству N 6007340 от 30.01.2001 г., которое выдавалось для осуществления деятельности по производству и реализации сельхозпродукции, предпринимательскую деятельность не осуществлял. Данное свидетельство было сдано в регистрирующий орган через некоторое время после его получения.

Следует отметить, что нормативными актами о регистрации индивидуальных предпринимателей, действующими до 01.01.2004 г., не предусматривалась выдача физическому лицу документа, подтверждающего прекращение предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Указа Президента от 08.07.1994 г. N 1482 “Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации“ государственная регистрация граждан в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

Аннулирование государственной регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя на основании свидетельства от 31.01.2001 г. подтверждается фактом выдачи нового свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя 29.05.2002 г. N 6008084.

Налоговым органом не представлено доказательств осуществления Лиманским А.И. предпринимательской деятельности в период с 30.01.2001 г. по 29.05.2002 г.

С учетом установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что исчисление четырехлетнего срока действия гарантий, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ, следует производить с 29.05.2002 г.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.01.2006 г. N 8617/05.

Таким образом, Лиманский А.И., зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя 29.05.2002 г.,
в течение первых четырех лет своей деятельности вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на дату его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

На дату регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя 29.05.2002 г. согласно Закону Волгоградской области от 17.12.1999 г. N 351-ОД “О ставках налога на игорный бизнес“ (в редакции Закона Волгоградской области от 23.03.2001 г. N 522-ОД, от 15.11.2001 г. N 631-ОД) ставка налога за каждый игровой автомат составляла 11,25 минимальных размеров оплаты труда или 1 125 руб. в месяц.

Законом Волгоградской области от 24.11.2004 N 960-ОД установлена ставка налога за один игровой автомат в размере 4500 руб. в месяц.

В соответствии со статьей 17 НК РФ налоговая ставка является элементом налогообложения.

Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона в силу абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07 02 2002 г N 37-О, от 05.06.2003 г. N 277-О, от 09.07.2004 г. N 242-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 г. N 11-П).

Увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства предпринимателя и ухудшает положение налогоплательщика, увеличивая сумму налога которую он обязан уплатить в бюджет.

Поскольку в июле 2005 г. не истекло четыре года деятельности с момента
регистрации Лиманского А.И. в качестве предпринимателя, то он вправе был применять ставку налога на игорный бизнес, действующую на дату его регистрации, то есть в размере 1 125 руб. за один игровой автомат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение от 29.10.2007 по делу N А12-13767/07 Арбитражного суда Волгоградской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.