Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 28.02.2008 по делу N А55-9927/2007 Поскольку спорный договор аренды участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных целей, полностью соответствует лесному законодательству на момент заключения договора, следовательно, отказ в государственной регистрации указанного договора аренды неправомерен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2008 г. по делу N А55-9927/2007

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 по делу N А55-9927/2007

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Оазис“, г. Самара, к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области о признании незаконным действий,

третьи лица: ФГУ “Самарский лесхоз“, г. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Оазис“ (далее - ООО “Оазис“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа (сообщение об отказе от 18.06.2007 N 01/070/2007-808) в государственной регистрации договора аренды от 10.01.2006 N 315 и обязании осуществить государственную регистрацию указанного договора.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Управление просит отменить названные судебные акты, считая их вынесенными с существенными нарушениями норм материального права, и отказать в удовлетворении требований ООО “Оазис“. По мнению подателя жалобы, права и обязанности по договору, подлежащему государственной регистрации, возникают только после соответствующей регистрации. До этого момента такой договор считается незаключенным, в связи с чем к заявленному на регистрацию договору подлежат применению нормы Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006, с введением в действие которого с 01.01.2007 изменилось правовое регулирование договоров аренды объектов недвижимого имущества, составляющих лесной фонд. Также Управление считает, что представленный на регистрацию договор противоречит и законодательству, действовавшему на момент его подписания.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 27.12.2005 на основании Приказа руководителя Агентства лесного хозяйства по Самарской области от 02.11.2005 N 192 “О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда“ проведен лесной конкурс по приобретению права аренды участка лесного фонда площадью 1,08 га, расположенного в
квартале N 93, 94 Самарского лесничества Самарского лесхоза.

Согласно протоколу о результатах лесного конкурса от 27.12.2005, который в соответствии со статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет силу договора, ООО “Оазис“ признано победителем лесного конкурса и выиграло право аренды участка лесного фонда, расположенного в квартале 93, 94 Самарского лесничества Самарского лесхоза, площадью 1,08 га для использования его в культурно-оздоровительных целях на срок 49 лет.

По результатам лесного конкурса 10.01.2006 между федеральным государственным учреждением “Самарский лесхоз“ (далее - Самарский лесхоз) и Обществом заключен договор аренды участка лесного фонда в квартале 93, 94 Самарского лесничества и произведена его передача по акту приема-передачи от 10.01.2006. Границы участка лесного фонда указаны в планово-картографических материалах.

20.03.2007 ООО “Оазис“ обратилось с заявлением о регистрации договора аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 N 315 в Управление, которое 18.06.2007 направило Обществу сообщение об отказе в государственной регистрации N 01/070/2007-808. В данном сообщении регистрирующий орган указал, что права и обязанности по договору возникают только после государственной регистрации и к нему применяются нормы Лесного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01.01.2007. Поскольку участок лесного фонда с момента введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации не является объектом недвижимости, договор аренды не отвечает требованиям законодательства, что ведет к невозможности государственной регистрации до приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с действующим законодательством.

Считая отказ регистрирующего органа незаконным, ООО “Оазис“ обратилось в арбитражный суд.

Судами установлено, что 10.01.2006 упомянутый выше участок передан Самарским лесхозом в пользование ООО “Оазис“ и с этого времени последний оплачивает арендную плату за пользование участком.

Таким образом, правоотношения между Самарским лесхозом и
ООО “Оазис“ по использованию участка возникли до введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006.

В статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено общее правило, в соответствии с которым правовые акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В порядке исключения действие закона может распространяться и на отношения, возникшие до введения его в действие, но только тогда, когда это прямо предусмотрено законом.

Статьей 2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) предусмотрено, что Лесной кодекс Российской Федерации применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В этой связи судебные инстанции правомерно отметили, что поскольку договор, представленный Обществом на регистрацию подписан 10.01.2006, к нему должны применяться положения Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года.

Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

В соответствии со статьей 123 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года на участках лесного фонда, предоставленных для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, лесопользователи проводят мероприятия по благоустройству этих участков при условии сохранения лесов и природных ландшафтов, соблюдения правил пожарной безопасности и санитарных правил в лесах. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.

Поэтому является правильным вывод судов о том, что аренда
участка лесного фонда, предоставленного для культурно-оздоровительных целей, полностью соответствует лесному законодательству на момент заключения договора.

В силу статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009.

Таким образом, ни новый Лесной кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон N 201-ФЗ не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации до 01.01.2009. То есть данные договоры аренды участков лесного фонда являются юридически действительными до 01.01.2009, и, следовательно, участки лесного фонда как объекты гражданских прав на основании указанных норм законодательства не прекратили свое существование.

Федеральным законом N 201-ФЗ установлено, что порядок приведения таких договоров в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти. Однако до настоящего времени такой порядок не принят.

Срок для приведения договоров аренды в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации еще не истек.

Учитывая изложенное, суды обеих инстанций сделали верный вывод, что Общество в настоящее время не лишено возможности зарегистрировать договор аренды от 10.01.2006 N 315 и до 01.01.2009 привести его в соответствие с действующим законодательством.

На основании пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.

Статья 18
Федерального закона N 122-ФЗ предусматривает, что документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и вид регистрируемого права.

В соответствии с пунктом 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.

Судами установлено, что представленный на государственную регистрацию договор аренды заключен полномочным государственным органом и в нем определен объект аренды.

При таких обстоятельствах пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ в регистрации договора не отвечает требованиям статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, нарушает права и законные интересы Общества по дальнейшему использованию участка лесного фонда, в связи с чем признали его незаконным.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, аналогичны доводам, приведенным Управлением в отзыве на заявление и апелляционной жалобе, которые были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана верная правовая оценка. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судебных инстанций.

С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2007 по делу N А55-9927/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.