Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.02.2008 по делу N А55-12315/07 Частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за представление в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган заведомо недостоверных сведений. В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 февраля 2008 г. по делу N А55-12315/07

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “АВТОВАЗ“, г. Тольятти Самарской области

на решение от 06.09.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по делу N А55-12315/07

по заявлению открытого акционерного общества “АВТОВАЗ“, г. Тольятти Самарской области, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления от 03.08.2007 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

установил:

ОАО “АВТОВАЗ“ (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и
отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, Управление, антимонопольный орган) от 03.08.2007 о наложении штрафа, вынесенного по делу об административном правонарушении N А130/04, по которому заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. по ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.09.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе открытое акционерное общество “АВТОВАЗ“, г. Тольятти Самарской области, ставит вопрос об отмене решения от 06.09.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007, как принятых с нарушением норм материального права.

Законность решения от 06.09.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 проверена в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией. Оснований для отмены не найдено.

Судом установлено, что 20.03.2007 УФАС России по Республике Татарстан было рассмотрено дело N 44тр/04 в отношении ОАО “АВТОВАЗ“ и ООО “КАН-АВТОВАЗ“ по признакам нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого ОАО “АВТОВАЗ“ было признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 и пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“. Антимонопольный орган выдал предписание от 03.04.2007 N 59-02-04/1228, которым Обществу было предписано прекратить нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 и пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, выразившиеся в ограничении конкуренции и необоснованном уклонении от заключения договоров
поставки автомобилей Лада с дилерами ООО “БУЛАК авто+“ (с апреля по декабрь 2006 года), ООО “АЛЬМЕТ авто“ (с сентября по декабрь 2006 года), ООО “САПСАН+“ (с апреля 2006 года до расторжения дилерского соглашения) в соответствии с устанавливаемыми ОАО “АВТОВАЗ“ квотами на планируемый период и в пределах присвоенной дилеру категории в рамках заключенных и действующих (в 2006 году) дилерских соглашений, и ведении согласованных действий с ООО “КАН-АВТОВАЗ“, ведущих к ограничению конкуренции и необоснованному отказу от заключения с дилерами ООО “БУЛАК авто+“ (с апреля по декабрь 2006 года), ООО “АЛЬМЕТ авто“ (с сентября по декабрь 2006 года), ООО “САПСАН+“ (с апреля 2006 года до расторжения дилерского соглашения) договоров поставки автомобилей Лада в соответствии с устанавливаемыми ОАО “АВТОВАЗ“ квотами на планируемый период и в пределах присвоенной дилеру категории в рамках заключенных и действующих (в 2006 году) дилерских соглашений, в частности:

- в срок до 20.04.2007 разработать, согласовать с ООО “БУЛАК авто+“, ООО “АЛЬМЕТ авто“, ООО “САПСАН+“ и утвердить график ежемесячной поставки в 2007 году автомобилей Лада дилерам 1 категории ООО “БУЛАК авто+“, ООО “АЛЬМЕТ авто“, ООО “САПСАН+“ в строгом соответствии с устанавливаемыми ОАО “АВТОВАЗ“ квотами на планируемый период (помесячно) и в пределах присвоенной дилеру категории в рамках заключенных и действующих (в 2006 году) дилерских соглашений согласно таблице 1 Стандарта Предприятия СТП 37.101.9805-2005 “Система менеджмента качества. Требования к предприятиям сервисно-сбытовой сети ОАО “АВТОВАЗ“, в соответствии с которой целевой объем розничных продаж дилеру (дистрибьютору) 1 категории установлен в размере не менее 2 400 автомобилей в год (в месяц 200 автомобилей), согласно недопоставленным автомобилям в рамках действующих
дилерских соглашений, а именно ООО “БУЛАК авто+“ (с апреля по декабрь 2006 года), ООО “АЛЬМЕТ авто“ (с сентября по декабрь 2006 года), ООО “САПСАН+“ (с апреля 2006 года до расторжения дилерского соглашения);

- ежемесячно согласно разработанному и утвержденному графику ежемесячной поставки автомобилей Лада в соответствии с пунктом 1 Предписания заключать договоры поставки автомобилей Лада с дилерами ООО “БУЛАК авто+“, ООО “АЛЬМЕТ авто“, ООО “САПСАН+“ и обеспечивать поставку автомобилей Лада в соответствии с заключаемыми договорами.

Письмом от 23.04.2007 N 90400/4-564 ОАО “АВТОВАЗ“ сообщило о невозможности исполнить в установленный срок предписание, в связи с неполучением заявок ООО “БУЛАК авто+“, ООО “АЛЬМЕТ авто“, ООО “САПСАН+“, что является обязательным требованием для формирования необходимых документов. При поступлении вышеуказанных заявок в ОАО “АВТОВАЗ“ будет проведена работа, направленная на исполнение предписания Татарстанского УФАС России.

Однако, из материалов дела, в частности, заявок ООО “БУЛАК авто+“ от 18.04.2007 N 6, ООО “АЛЬМЕТ авто“ от 18.04.2007 N 8, ООО “САПСАН+“ от 18.04.2007 N 7, судами первой и апелляционной инстанции верно установлено, что данные заявки были получены заявителем 19.04.2007 и им были присвоены входящие N N 20000/344, 20000/345, 20000/346.

При таких обстоятельствах, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что ОАО “АВТОВАЗ“ представило в адрес Управления недостоверные сведения.

Частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент совершения правонарушения) предусмотрена ответственность за представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, правомерны выводы суда первой и апелляционной инстанции, что в действиях Общества имеется
состав правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ, в связи с чем заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.

Доводу Общества, заявленного в кассационной жалобе о том, что оспариваемое постановление не соответствует закону, так как Федеральным законом от 09 апреля 2007 г. N 45-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“ были внесены изменения в статью 19.8 КоАП РФ, в соответствии с которыми часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за непредоставление в органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля, сведений (информации), если предоставление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, об экспортном контроле, судами первой и апелляционной инстанции дана соответствующая правовая оценка.

Федеральный закон N 45-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“ был принят 09 апреля 2007 г. Согласно статье 2 данного Федерального закона он вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования. Указанный Федеральный закон был опубликован в официальном печатном издании “Российская газета“ 12 апреля 2007 г. N 76 и вступил в законную силу с 13 мая 2007 г.

Недостоверная информация со стороны ОАО “АВТОВАЗ“ была предоставлена антимонопольному органу 24 апреля 2007 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 09 апреля 2007 г. N 45-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

По состоянию на 24 апреля 2007 г. административная ответственность за
представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений предусмотрена частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ, по которой и были квалифицированы действия ОАО “АВТОВАЗ“.

При этом судебные инстанции обоснованно отметили, что согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Федеральным законом от 09 апреля 2007 г. N 45-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях“, вступившим в силу после совершения ОАО “АВТОВАЗ“ административного правонарушения, административная ответственность за представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) установлена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, то есть ужесточает административную ответственность за данное правонарушение и тем более не может быть применена.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу, что наказание за совершенное ОАО “АВТОВАЗ“ правонарушение назначено в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 19.8 КоАП РФ в редакции на момент совершения правонарушения, с учетом требований статьи 1.7 КоАП РФ.

Таким образом, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения от 06.09.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007, основанных на материалах дела и правильном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 06.09.2007 Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 по делу N А55-12315/07 оставить без изменения,
кассационную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия.