Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2008 по делу N А65-4737/2007-СА2-22 Поскольку деятельность по ведению реестра акционеров является услугой и в связи с этим не подпадает под действие пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ и подлежит обложению НДС на основании ст. 146 НК РФ, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в возмещении НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2008 г. по делу N А65-4737/2007-СА2-22

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 16 по Республике Татарстан, город Альметьевск,

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 по делу N А65-4737/2007-СА2-22,

по заявлению закрытого акционерного общества “Охтин-Ойл“, город Лениногорск Республики Татарстан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 16 по Республике Татарстан, город Альметьевск и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 17 по Республике Татарстан, город Бугульма о признании недействительными в части решения
и мотивированного заключения

установил:

закрытое акционерное общество “Охтин-Ойл“ обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными мотивированного заключения от 15.01.2007 N 44 и решения от 11.01.2007 N 115 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 52 918,45 рублей и обязании налогового органа возместить обществу указанную сумму НДС.

Определением суда от 03.05.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан.

Решением арбитражного суда от 28.05.2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007, заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Межрайонная инспекция ФНС N 16 по Республике Татарстан обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявления истцу отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 20.10.2006 общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. В данной декларации обществом указан оборот по реализации экспортной продукции в размере 54 781 614 рублей и заявлен к возмещению из бюджета НДС в сумме 3 179 847 рублей.

По результатам камеральной проверки представленных документов налоговым органом приняты мотивированное заключение от 15.01.2007 N 44 и решение
от 11.01.2007 N 115, которыми обществу решено возместить НДС по экспортной поставке в сумме 3 126 928,55 рублей и отказано в возмещении НДС в сумме 52 918,45 рублей.

Указанные ненормативные акты налогового в части отказа в возмещении НДС на сумму 52 918,45 рублей оспорены налогоплательщиком в судебном порядке.

Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (налоговые вычеты).

Статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и
уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

Как установлено судами и не оспаривается налоговым органом, в обоснование применения ставки 0 процентов по НДС за сентябрь 2006 года обществом в полном объеме представлены документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из текста оспариваемых ненормативных актов также следует, что в подтверждение обоснованности применения налоговых вычетов, связанных с операциями по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, обществом были представлены счета-фактуры на все экспортированные товары, а также платежные документы, подтверждающие фактическую уплату обществом поставщикам сумм НДС в составе цены экспортированного товара.

Основанием для отказа в возмещении НДС в сумме 52 918,45 рублей послужили следующие обстоятельства.

По мнению налогового органа, общество необоснованно заявило к возмещению 613,95 рублей НДС, уплаченного ОАО “Акционерный капитал“ по счетам-фактурам от 01.08.2006 N 2940 и от 31.08.2006 N 3288, поскольку услуги по ведению реестра акционеров в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не облагаются НДС.

Кроме того обществом, как полагает ответчик, необоснованно заявлен к возмещению НДС в сумме 52 304,5 рублей, уплаченный ООО “Идиллия“ по счетам-фактурам от 09.08.2006 N 253, от 28.08.2006 N 271, от 28.08.2006 N 269, поскольку по результатам мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено, что встречную проверку этого контрагента провести невозможно по причине отсутствия его по адресу государственной регистрации.

Доводы налогового органа правомерно отклонены судами обеих инстанций.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается
объектом налогообложения НДС.

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы).

Исходя из содержания приведенной правовой нормы, судом сделан правомерный вывод о том, что деятельность по ведению реестра акционеров является услугой, в связи с чем она не подпадает под действие подпункта 12 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации и подлежит обложению НДС на основании статьи 146 Кодекса. Следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для отказа в возмещении НДС в сумме 613,95 рублей.

Основанием для отказа в возмещении из федерального бюджета НДС в размере 52 304,5 рублей послужили результаты встречных проверок, проведенных налоговым органом в отношении поставщика заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Идиллия“.

Отказ налогового органа в возмещении указанной суммы НДС мотивирован невозможностью проведения встречной проверки указанной организации.

В материалы дела налоговым органом представлены запросы и ответы налоговых органов по месту учета ООО “Идиллия“, которые подтверждают, что ООО “Идиллия“ зарегистрировано в ЕГРЮЛ и состоит на налоговом учете в налоговом органе, то есть является действующим юридическим лицом, обладающим правоспособностью.

Обществом представлена копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения ООО “Идиллия“.

Как правильно отмечено судами, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Законодатель не ставит право на применение налоговых
вычетов по НДС в зависимость от действий третьих лиц, в том числе контрагентов, по исполнению ими налоговых обязательств, которые являются самостоятельными налогоплательщиками.

Доказательств каких-либо недобросовестных действий самого заявителя, направленных на незаконное получение налоговых вычетов, налоговым органом суду не представлено.

При таких обстоятельствах заявленные истцом требования обоснованно удовлетворены арбитражным судом. Правовых оснований для отмены принятых судебных актов кассационная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2007 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 по делу N А65-4737/2007-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 16 по Республике Татарстан, город Альметьевск в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1 000 рублей.

Выдачу исполнительного листа поручить Арбитражному суду Республики Татарстан в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.