Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2008 N Ф04-6013/2008(12817-А27-6) по делу N А27-8984/2007-5 В заявлении о привлечении к административной ответственности за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления отказано правомерно, поскольку административный орган не доказал факт несанкционированного проведения юридическим лицом стимулирующей лотереи.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 г. N Ф04-6013/2008(12817-А27-6)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.06.2008 по делу N А27-8984/2007-5 по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово к открытому акционерному обществу “АЛПИ“, Красноярский край, о привлечении к административной ответственности,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества “АЛПИ“, Красноярский
край, (далее - Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением арбитражного суда от 17.06.2008 Инспекции отказано в удовлетворении заявленного требования. Арбитражный суд исходил из того, что в соответствии с пунктом 5 части 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общество не может быть привлечено к административной ответственности дважды за одно и тоже административное правонарушение.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение арбитражного суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, не соглашаясь с выводами арбитражного суда.

Отзыв на кассационную жалобу от Общества к началу судебного заседания не поступил.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для отмены принятого по делу решения.

Как следует из материалов дела, 16.09.2007 Инспекция провела проверку соблюдения Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ “О лотереях“ филиалом Общества “АЛПИ-Кемерово-1“ в гипермаркете по адресу: г. Кемерово, ул. Марковцева, 20.

В ходе проверки установлено, что филиал, несмотря на запрет Инспекции о проведении стимулирующей лотереи “Школьные две тысячи“, провел розыгрыш призового фонда лотереи. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 20.09.2007 N 641 и Инспекция обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Арбитражный суд, приняв решение об отказе Инспекции в удовлетворении заявленного требования, сделал неправильный вывод о том,
что Общество привлечено к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.

Из положений статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что субъектом административного правонарушения может быть только юридическое лицо. Привлечение к административной ответственности филиалов нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.

Следовательно, за административные правонарушения, связанные с деятельностью филиала, несет административную ответственность юридическое лицо.

Материалами дела подтверждается, что стимулирующая лотерея “Школьные две тысячи“ проводилась филиалами Общества в Красноярском крае, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях.

В отношении филиала Общества, находящегося в Красноярском крае, налоговому органу постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.02.2008, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.05.2008 по делу N А3-14568/2007-Ф02-2066/2008, отказано в привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По настоящему делу Общество обоснованно привлечено в качестве заинтересованного лица за действия своего филиала, находящегося в Кемеровской области.

Однако, учитывая, что в соответствии с частью 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о лотереях не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, дело в связи с нецелесообразностью не подлежит направлению на новое рассмотрение.

Кроме того, кассационная инстанция исходит из следующего.

В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при
рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Из части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что юридическое лицо привлекается к административной ответственности за проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления.

Следовательно, Инспекция обязана доказать, что Общество проводило стимулирующую лотерею без полученного в установленном порядке разрешения или не направляло в установленном порядке уведомление.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

В силу пункта 3 названной статьи Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи, а также на лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и
призовой фонд, которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ установлено, что разрешение на проведение лотереи выдается заявителю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления на срок не более чем пять лет на основании заявления о предоставлении указанного разрешения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ положения статьи 6 настоящего Федерального закона не распространяются, в том числе на стимулирующие лотереи.

В пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ определено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный органом местного самоуправления, направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном указанной статьей.

Таким образом, проведение стимулирующей лотереи без полученного в установленном порядке разрешения не содержит объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективной стороной правонарушения при проведении стимулирующей лотереи являются действия по проведению лотереи без направления в установленном порядке уведомления.

Арбитражным судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество направило в адрес Инспекции уведомление о проведении стимулирующей лотереи.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 20.09.2007 объективной стороной административного правонарушения, вменяемого Обществу, является несанкционированное проведение стимулирующей лотереи.

Следовательно, Инспекция не представила доказательства совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь пунктом 1 части 1
статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17.06.2008 по делу N А27-8984/2007-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.