Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.09.2008 N Ф04-5341/2008(10844-А45-29) по делу N А45-14791/2007-58/238 Действия налогового органа по включению задолженности по пеням и штрафам в справку о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам признаны незаконными, поскольку налоговый орган не доказал наличие у налогоплательщика спорной задолженности перед бюджетом и обоснованность ее включения в обжалуемый ненормативный правовой акт.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2008 г. N Ф04-5341/2008(10844-А45-29)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска на решение от 18.02.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 12.05.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14791/2007-58/238, возбужденному на основании заявления открытого акционерного общества “Сибирский завод электротермического оборудования“ к инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска,

установил:

открытое акционерное общество “Сибирский завод электротермического оборудования“ (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании
незаконными действий инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Новосибирска (далее по тексту - Инспекция), выразившихся в выдаче справки N 9927 о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам на 16.08.2007, содержащие данные о наличии задолженности по:

пени в размере 663 062,84 рублей, начисленных на недоимку по взносам в фонд социального страхования Российской Федерации;

пени в размере 2 448 031,97 рублей, начисленных на недоимку по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ);

налоговым санкциям в размере 432 961,40 рублей по налогу на доходы физических лиц;

штрафным санкциям в размере 1 534 600 рублей.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что в лицевой счет включена фактически несуществующая задолженность по пеням и штрафным санкциям, что в свою очередь влечет невозможность заключения кредитных договоров и возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357 “Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях“. Так, в обоснование отсутствия у него обязанности по перечислению в бюджет НДФЛ, пени и штрафных санкций общество ссылается на судебные акты, принятые арбитражными судами по делам N N А45-5553/04-СА39/366, А45-6821/06-50/5, А45-7888/06-36/257, А45-13108/06-3/371, имеющим преюдициальное значение по настоящему делу.

Общество, относительно отсутствия обязанности по перечислению в бюджет пени, начисленных за несвоевременное уплату взносов в фонд социального страхования общество, ссылается на пропуск срока для взыскания задолженности, в том числе и в судебном порядке, который является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Решением Арбитражного суда Новосибирской
области от 18.02.2008, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008, заявленное обществом требование удовлетворено в полном объеме. На налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем выдачи обществу справки о состоянии расчетов по налогам и сборам, не содержащей сведений о наличии у общества вышеперечисленной задолженности.

Арбитражный суд, удовлетворяя заявленное требование, исходил из его обоснованности.

Инспекция в кассационной жалобе просит отменить принятое 18.02.2008 Арбитражным судом Новосибирской области по делу решение, и вынесенное 12.05.2008 Седьмым арбитражным апелляционным судом по результатам его пересмотра, постановление. Также налоговым органом заявлено о необходимости направления дела в Арбитражный суд Новосибирской области на новое рассмотрение.

По мнению налогового органа, арбитражным судом сделан вывод об отсутствии у общества задолженности перед бюджетом по уплате пеней и федеральных налогов и сборов без учета нормы, закрепленной в ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежащей применению, в соответствии с которой обязанность по уплате налогов и сборов прекращается только в случае ликвидации юридического лица. Также налоговый орган ссылается на недоказанность того факта, что наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам явилось основанием для вынесения банком отказа в предоставлении кредита.

Общество в представленном отзыве на кассационную жалобу налогового органа просит оставить ее без удовлетворения, ссылаясь на правильное применение Арбитражным судом Новосибирской области и Седьмым арбитражным апелляционным судом при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права.

Представителем общества в судебном заседании поддержаны возражения на доводы налогового органа, изложенные в отзыве.

Судебная коллегия кассационной инстанции, в соответствии со ст.ст. 274, 286 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, и возражения общества на них, закрепленные в отзыве, заслушав в судебном заседании представителя общества, проверив правильность применения Арбитражным судом Новосибирской области и Седьмым арбитражным апелляционным судом при принятии судебных актов норм материального и процессуального права, не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует, что инспекцией составлена справка в отношении общества о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 16.08.2007.

Общество, полагая, что у налогового органа отсутствовали основания для включения в справку пени по ряду налогов и взносов и штрафных санкций, обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании действий должностных лиц налогового органа по включению данных сумм незаконными.

Арбитражным судом действия налогового органа по указанию в справке задолженности в фонд социального страхования по пеням в размере 663 062,84 рублей и штрафов в размере 35 000 рублей по ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации на основании данных внутреннего учета признаны незаконными, вследствие неподтвержденности налоговым органом факта наличия задолженности у общества перед бюджетом по взносам в фонд социального страхования, за несвоевременное перечисление которых начислены пени, и штрафных санкций другими доказательствами.

Судебная коллегия кассационной инстанции, оценив представленные налоговым органом в обоснование правомерности включения в справку пени, начисленных за несвоевременную уплату в бюджет взносов в фонд социального страхования, и штрафных санкций карточку лицевого счета, признает вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о ее недостаточности правильным и сделанным в результате правильного применения норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исходя из положения ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным
судом обоснованно учтены обстоятельства установленные в рамках рассмотрения дел N N А45-5553/04-СА39/366, А45-6821/06-50/5, А45-7888/06-36/257, А45-3130/02-СА/70, А45-15747/01-САЗ/494, исходя из которых сделан правильный вывод об отсутствии законных оснований по включению в обжалуемую справку сумм пени, начисленных за несвоевременное перечисление в бюджет НДФЛ и штрафных санкций по этому же налогу. Также обоснованным признается вывод об отсутствии правовых оснований для взыскания:

пени в размере 470 311,09 рублей, начисленных за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет;

штрафа 37 622,62 доначисленного решением налогового органа от 19.06.2001 N ОН-10-10/109;

штрафа 6 223 рублей по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неисполнение обязанности по удержанию НДФЛ за 2003 - 2005 года, возложенного на основании решения налогового органа от 31.01.2006 N ОМ11-6/21,

вследствие пропуска налоговым органом срока для их принудительного взыскания, поскольку он сделан в результате правильного применения норм, закрепленных в ст.ст. 45 - 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия кассационной инстанции считает, что все юридически значимые для дела факты, доводы и доказательства Инспекции и общества были рассмотрены судами согласно ч. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимной связи и сделан правильный вывод о необоснованности включения налоговым органом спорных сумм в обжалуемый ненормативный правовой акт.

Поскольку налоговым органом не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка, основания для отмены или изменения вынесенных по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Нарушения Арбитражным судом Новосибирской области и Седьмым
арбитражным апелляционным судом при принятии обжалуемых судебных актов норм процессуального права не установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.02.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 12.05.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-14791/2007-58/238 оставить без изменения - кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.