Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2008 N Ф04-5544/2008(11375-А81-15) по делу N А81-5254/2007 Налоговый орган не имеет права вносить изменения в решение о реструктуризации задолженности, меняя характер реструктуризированных один раз платежей и определяя их не как задолженность по пеням и штрафам, а как налог на прибыль. Увеличение налоговым органом в одностороннем порядке основной задолженности существенно нарушает права и законные интересы налогоплательщика, согласившегося на определенные условия ее погашения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 сентября 2008 г. N Ф04-5544/2008(11375-А81-15)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 26.02.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 22.05.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5254/2007 по заявлению открытого акционерного общества “Надымское авиапредприятие“ к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу об обязании произвести зачет излишне взысканных платежей по налогу на прибыль в счет предстоящих платежей,

установил:

открытое акционерное общество “Надымское авиапредприятие“ (далее - ОАО “Надымское авиапредприятие“, Общество)
обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - налоговый орган) об обязании налогового органа произвести зачет излишне взысканных дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3 771 215 руб. 58 коп. в счет оплаты предстоящих налоговых платежей (с учетом уточненного требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением от 26.02.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа заявленные требования удовлетворены со ссылкой на их правомерность.

Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2008 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: письмо Министерства по налогам и сборам РФ от 12.05.2003 имеет номер АС-6-29/536, а не АС-6-29/539.

Ссылаясь на письмо Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 12.05.2003 N АС-6-29/539, считает, что исключение суммы дополнительных платежей в размере 3 771 тыс. руб. из реструктурированной задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и увеличение на данную сумму задолженности по федеральным налогам не противоречит законодательству о налогах и сборах. Полагает, что задолженность по указанным платежам включается в суммы реструктурированной кредиторской задолженности по налогу на прибыль и не подлежит списанию в составе пеней и штрафов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2002 N 269 “О списании сумм задолженности по пеням и штрафам“.

По мнению заявителя, приведение налоговым органом решения о реструктуризации задолженности предприятия перед бюджетом и графиков погашения этой задолженности путем исключения дополнительных платежей по
налогу на прибыль из суммы задолженности по пеням и штрафам не нарушает и не может нарушать законных прав и интересов налогоплательщика.

Просит принять по делу новый судебный акт.

Отзыв на кассационную жалобу от ОАО “Надымское авиапредприятие“ в суд не поступил.

Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, заслушав представителя налогового органа, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговым органом на основании заявления ОАО “Надымское авиапредприятие“ от 17.10.2001 принято решение от 19.11.2001 N 8 о предоставлении Обществу права на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам и сборам по состоянию на 01.10.2001.

При этом предусмотрено погашение основных платежей в течение первых 6 лет и погашение пеней и штрафов в течение 4 лет согласно графикам погашения задолженности при условии своевременной платы текущих обязательных платежей.

Указанным решением, а также графиками в составе реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам учитывались и дополнительные платежи по налогу на прибыль, включая проценты за пользование бюджетными средствами.

Решением от 24.03.2003 N 6 о внесении изменений в решение от 19.11.2001 N 8 сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3 771 тыс. руб. исключена из реструктуризированной задолженности по пени и штрафам по федеральным налогам и на данную сумму увеличена задолженность по федеральным налогам, подлежащим реструктуризации.

Сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3 771 тыс. руб. Обществом перечислена платежными поручениями.

07.10.2005 налоговым органом принято решение N 6 о списании с Общества задолженности по пени и штрафам согласно справке о состоянии расчетов от 07.10.2005 N 09-18/18579 по федеральным
налогам и сборам в сумме 53 842 588 руб. 18 коп.

14.05.2007 ОАО “Надымское авиапредприятие“ обратилось в налоговый орган с заявлением о списании суммы задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль в составе задолженности по пени и штрафам, списанной ранее в размере 3 771 215 руб. 56 коп.

Письмом от 30.05.2007 N 02-09/02421 налоговый орган отказал в списании указанных сумм дополнительных платежей.

Общество, не согласившись с отказом о списании указанных сумм, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обеих инстанций исходил из того, что отнесение налоговым органом суммы процентов к сумме основной задолженности неправомерно.

Суд кассационной инстанции поддерживает выводы арбитражного суда, исходя из следующего.

Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что настоящий спор касается суммы процентов, начисленных в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ (в редакции, действовавшей до 01.01.2002), исходя из ставки рефинансирования Банка России на разницу между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли за отчетный период, и авансовыми платежами, внесенными в этот период.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 15242/04 указано, что из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О и от 10.01.2002 N 5-О не следует, что суммы процентов, начисляемые на разницу между суммой налога, исчисленной по фактической прибыли, и авансовыми платежами, относятся к основной задолженности по налогам и сборам.

Таким образом, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалифицирует списание дополнительных платежей по налогу на прибыль в составе пеней и штрафов в рамках ранее проводимой реструктуризации
как правомерное, при этом отмечает, что восстановление ранее списанных дополнительных платежей возлагает на общество дополнительное бремя и фактически влечет за собой лишение его права на списание задолженности по пеням и штрафам согласно пункту 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.

Кроме того, согласно пункту 4 Постановления от 03.09.1999 N 1002 реструктуризация задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз.

Таким образом, налоговый орган не имел права вносить изменения в решение о реструктуризации задолженности, меняя характер реструктуризированных один раз платежей и определяя их не как задолженность по пеням и штрафам, а как налог на прибыль.

Увеличение налоговым органом в одностороннем порядке основной задолженности Общества существенно нарушает права и законные интересы налогоплательщика, согласившегося на определенные условия ее погашения.

Судом установлено, материалами дела подтверждено и не оспаривается налоговым органом, что сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль в размере 3 771 тыс. руб. Обществом перечислена платежными поручениями.

При таких обстоятельствах сумма уплаченных дополнительных платежей является излишне уплаченной, в связи с чем суды обеих инстанций обоснованно удовлетворили требования заявителя.

Доводы кассационной жалобы налогового органа были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и им дана верная правовая оценка, а поэтому не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку они направлены на переоценку исследованных судами доказательств, обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.

Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах суд кассационной
инстанции не находит оснований для отмены, изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.02.2008 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 22.05.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-5254/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.