Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.06.2008 N Ф04-3434/2008(6057-А27-6) по делу N А27-19/2008-5 Сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, должны находиться непосредственно в торговой точке продавца и по первому требованию предоставляться покупателю или контролирующему органу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2008 г. N Ф04-3434/2008(6057-А27-6)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Китат-РК“, г. Кемерово, на постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по делу N А27-19/2008-5 (07АП-1112/08) по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Китат-РК“, г. Кемерово, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таштаголу Кемеровской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Китат-РК“, г. Кемерово, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением об отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Таштаголу Кемеровской области (далее
- Инспекция) от 04.12.2007 N 62 о привлечении к административной ответственности по части 3 статье 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30 000 рублей и прекращении производства по делу.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.01.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены в части признания незаконным и отмене постановления Инспекции от 04.12.2007 N 62 о привлечении Общества к административной ответственности по части 3 статье 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 решение арбитражного суда отменено и принято новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции от 24.01.2008, указывая, что выводы арбитражного суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Общество ссылается также на нарушение Инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности при составлении протокола и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности, на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить без изменения постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, 22.10.2007 Инспекцией в соответствии с поручением от 22.10.2007 N 70 в принадлежащем Обществу магазине
“Мариинский“, расположенном по адресу: г. Таштагол, ул. Поспелова, N 5 “А“, проведена проверка выполнения требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте от 22.10.2007 N 000179 нарушения Обществом пункта 1 статьи 10.2, пункта 3 статьи 11, пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 26 Федерального Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“; пунктов 9, 12, 19, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, выразившиеся в продаже водки “Постнофф“ и вина “Кадарка“ без сопроводительных документов (сертификатов соответствия, товарно-транспортных накладных, удостоверений о качестве, справок к товарно-транспортным накладным, справки к грузовой таможенной декларации), в выставлении на выставочной витрине для реализации с ненадлежащим образом оформленными ценниками алкогольной продукции (на ценнике водки “Эталон хорошего вкуса березовая“ указано наименование “водка “Эталон“ и отсутствует дата составления ценника; на вино “Портвейн 777“ и “Портвейн 15“ составлен один ценник, на котором написано “Портвейн в ассортименте, 18%, 0,7 38“); в не доведении в наглядной и доступной форме до сведения покупателя Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55).

По результатам проверки Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 19.11.2007 N 62. Постановлением от 04.12.2007 N 62 Общество признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 3 статьи 14.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей без конфискации алкогольной продукции.

Не согласившись с данным
постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Седьмой арбитражный апелляционный суд, приняв решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, принял законный и обоснованный судебный акт.

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (не предусмотренных частями 1 и 2 названной статьи).

Седьмой арбитражный апелляционный суд установил и материалами дела подтверждается, что в ходе проверки Инспекция установила следующие нарушения: отсутствие в принадлежащем Обществу магазине “Мариинский“ сертификата соответствия, товарно-транспортной накладной, справки к товарно-транспортной накладной на водку “Постнофф“ и сертификата соответствия, товарно транспортной накладной, справки к грузовой таможенной декларации на вино “Кадарка“; выставление на выставочной витрине для реализации с ненадлежащим образом оформленными ценниками алкогольной продукции (на ценнике водки “Эталон хорошего вкуса березовая“ указано наименование “водка “Эталон“ и отсутствует дата составления ценника; на вино “Портвейн 777“ и “Портвейн 15“ составлен один ценник, на котором написано “Портвейн в ассортименте, 18%, 0,7 38“), при этом указанные вина “Портвейн“ являются разным по наименованию товаром; не доведение в наглядной и доступной форме до сведения покупателей Правил продаж отдельных видов товаров при их отсутствии на информационном стенде и не предоставлении при проверке.

В статье 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ установлены ограничения и запреты в области производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ не допускается розничная продажа алкогольной продукции
без сопроводительных документов и сертификатов соответствия.

Пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ установлено, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

4) уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов готовой продукции).

Пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ предусмотрено, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о: наименовании производителя алкогольной продукции; цене алкогольной продукции; наименовании производителя (юридическом адресе); стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции, государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями технических стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или
частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи Федерального закона, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Правила реализации алкогольной продукции закреплены в Правилах продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, которые должны в наглядной и доступной форме доводиться продавцом до сведения покупателей.

В статье 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, закреплена обязанность продавца своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, в том числе наименования товара, цены и условий приобретения, о соответствии установленным требованиям.

Статьями 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, также закреплена обязанность продавца иметь в торговой точке вышеуказанные документы в полном объеме на продаваемую алкогольную продукцию.

Следовательно, документы на алкогольную продукцию, в том числе сертификаты, товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежащим образом оформленные справки, в том числе и справки к грузовой таможенной декларации, должны находиться непосредственно в торговой точке и по первому требованию представляться покупателю или контролирующему органу.

С учетом исследованных материалов дела, Седьмой арбитражный апелляционный суд правомерно исходил из того, что документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции отсутствовали в торговой точке в момент проведения проверки.

Поскольку указанные документы имелись у Общества, но не были предоставлены в ходе проверки, Инспекция правомерно привлекла Общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Седьмой арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных обстоятельств и материалов дела, положений статьи 1.6, частей
1 и 2 статьи 25.1, части 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ обоснованно пришел к выводу, что Инспекцией соблюдены требования норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении от 19.11.2007.

В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Общества подтвердила получение уведомления Инспекции о составлении 19.11.2007 протокола об административном правонарушении. При рассмотрении Инспекцией дела об административном правонарушении 04.12.2007 законный представитель Общества присутствовал.

С учетом материалов дела и пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ Седьмой арбитражный апелляционный суд дал надлежащую оценку доводам Общества о малозначительности правонарушения.

На основании изложенного, доводы кассационной жалобы несостоятельны и противоречат установленным арбитражным судом апелляционной инстанции обстоятельствам дела.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Таким образом, государственная пошлина в сумме 1 000 рублей, уплаченная платежным поручением от 21.04.2008 N 657, подлежит возврату Обществу.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по делу N А27-19/2008-5 (07АП-1112/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью “Китат-РК“, г. Кемерово, государственную
пошлину в сумме 1 000 (Одна тысяча) рублей, уплаченную платежным поручением от 21.04.2008 N 657.

Выдать справку.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.