Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2008 N Ф04-3192/2008(5446-А27-43) по делу N А27-7886/2007-5 Территориальное управление Росимущества субъекта Федерации не уполномочено принимать решение о передаче жилых домов из федеральной в муниципальную собственность, а у органов местного самоуправления, соответственно, отсутствует обязанность по принятию спорного имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 мая 2008 г. N Ф04-3192/2008(5446-А27-43)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ в лице Кемеровского филиала на решение от 09.11.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7886/2007-5 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по заявлению открытого акционерного общества “Сибирьтелеком“ в лице Кемеровского филиала к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество) по Кемеровской области, при участии третьих лиц: Администрации г. Анджеро-Судженска, Администрации Яйского района, Администрации р.п. Ижморский, Администрации Беловского района, Администрации г. Ленинска-Кузнецкого, Администрации Крапивинского района, Администрации Прокопьевского района, Администрации
г. Тайги, Администрации Яшкинского района, Администрации Тяжинского района о признании незаконным бездействия и обязании принять объекты жилищного фонда,

установил:

открытое акционерное общество “Сибирьтелеком“ в лице Кемеровского филиала (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области (далее по тексту - Территориальное управление Росимущества по Кемеровской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия объектов федерального жилищного фонда, и обязании принять недвижимое имущество по акту приема-передачи от 20.04.2007 в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу.

Определением от 01.10.2007 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены следующие юридические лица: Администрация г. Анжеро-Судженска, г. Анжеро-Судженск, Администрация Яйского района, р.п. Яя, Администрация р.п. Ижморский, р.п. Ижморский, Администрация Беловского района, г. Белово, Администрация города Ленинска-Кузнецкого, г. Ленинск-Кузнецкий, Администрация Крапивинского района, р.п. Крапивино, Администрация Прокопьевского района, г. Прокопьевск, Администрация города Тайга, г. Тайга, Администрация Яшкинского района, п. Яшкино.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Указ Президента РФ от 28.10.1994 имеет номер 2027, а не 2037.

Заявленные требования мотивированы тем, что Указом Президента РФ от 28.10.1994 N 2037 “О полномочиях Правительства РФ об осуществлении передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность“ установлено, что при приватизации государственных предприятий передача отдельных объектов федеральной собственности, не включенных в состав приватизируемого имущества, в государственную собственность и муниципальную собственность осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Данный порядок передачи указанных объектов предусмотрен Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную
собственность субъектов РФ и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.07.2006 N 437.

По мнению заявителя в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 “О перечне документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность“ изменился порядок передачи объектов, являющихся федеральной собственностью, в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность.

При этом заявителем делается ссылка на пункт 11 (статья 154) Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122 - ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в котором указано, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ.

Таким органом исполнительной власти является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое наделено полномочиями по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждения) федерального имущества.

По мнению заявителя, непринятие Территориальным управлением Росимущества по Кемеровской области федерального имущества нарушает права и законные интересы Общества, незаконно возлагает на него обязанности по содержанию жилищного фонда, не являющегося собственностью Общества и подлежащего передаче в муниципальную собственность.

Решением суда первой инстанции от 09.11.2007,
оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008, в удовлетворении заявленных требований было отказано.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые по делу судебные акты в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не исследовали имеющие значение для рассмотрения дела доказательства, неправильно применили нормы материального права.

Отзывы на кассационную жалобу от Территориальным управлением Росимущества по Кемеровской области и третьих лиц до начала судебного заседания не поступили.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя заявителя жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального прав, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.

Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно решению Комитета по управлению государственным имуществом от 26.06.1994 N 333 “О приватизации государственного предприятия связи и информатики “Россвязьинформ“ Кемеровской области и преобразовании его в открытое акционерное общество “Электросвязь“ Кемеровской области“ жилье остаточной стоимостью 1 414 тыс. руб., в том числе по г. Кемерово - восемнадцать неблагоустроенных жилых домов Кемеровской ГТК на сумму 122 тыс. руб., по Кемеровской области - сто тридцать одноквартирных и двухквартирных жилых домов (Анжеро-Судженский ГУС- 3 дома, Белово РУС-7, Мыски ГУС-1, Мариинск РУС -29, Промышленновский РУС-8, Тайгинский ГУС - 2, Таштагольский ГУС -4, Тисульский РУС- 12, Топкинский РУС -8, Тяжинский РУС -12, Чебулинский РУС- 6, Юргинский РУС -2, Анжеро-Судженский ЭТУ С-33, Новокузнецкий ЭТУС-2, Кемеровская
ГРТС-1) на сумму 1 292 тыс. руб., оставлено на балансе акционерного общества “Электросвязь“ с последующей приватизацией пригодного жилья.

Планом приватизации акционерного общества “Электросвязь“ Кемеровской области, утвержденным 30.06.1994 Комитетом по управлению госимуществом Кемеровской области, предусмотрена передача жилья остаточной стоимостью 3780 тыс. руб. в муниципальную собственность.

Согласно плану приватизации одноквартирные и двухквартирные жилые дома в городах Белово, Тайга, Юрга, Кемерово (ГТС), Анжеро-Судженск (ЭТУС), Новокузнецк (ЭТУС), в р.п. Тисуль, Тяжинский (всего 59 домов) подлежат приватизации.

Одноквартирные и двухквартирные жилые дома в городах Тайге, Анжеро-Судженске (ГУС), Мариинске, Таштаголе, Топки, Кемерово (ЭТУС и ГРТС), в р.п. Промышленная (всего 40 домов) остаются на балансе структурных единиц акционерного общества с последующей приватизацией жилья, со списанием ветхого жилья, передачей в муниципальную собственность.

При этом передаваемое в соответствии с решением Комитета по управлению государственным имуществом от 26.06.1994 N 333 “О приватизации государственного предприятия связи и информатики “Россвязьинформ“ Кемеровской области и преобразовании его в открытое акционерное общество “Электросвязь“ Кемеровской области“ имущество в перечне передаваемых объектов социально- бытового и социально- культурного назначения не поименовано.

Деятельность ОАО “Электросвязь“ Кемеровской области 30.11.2002 прекращена в результате реорганизации путем присоединения к ОАО “Сибирьтелеком“, г. Новосибирск.

Согласно справке об объектах жилого фонда от 26.09.2007 N 20-07-271 по состоянию на 26.09.2007 в Кемеровском филиале Общества на забалансовом счете числится 12 объектов жилищного фонда, списанных с баланса в 2005 году.

Согласно сведениям, представленным третьими лицами, спорные объекты в реестре муниципальной собственности не значатся и не приватизированы гражданами.

Письмом от 20.04.2007 N 16-01-10/4015 Общество обратилось в Территориальное управление Росимущества по Кемеровской области с письменным заявлением подписать акт приема-передачи объектов федерального жилищного фонда для списания жилищного фонда со
счетов бухгалтерского учета.

Территориальным управлением Росимущества по Кемеровской области заявителю дан ответ от 26.09.2007 N 7-6-09/293 в котором указано, что в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 жилищный фонд относится к объектам муниципальной собственности. Принятие решение Комитета по управлению государственным имуществом от 29.06.1994 N 333 и утверждение плана приватизации является основанием для принятия жилищного фонда преобразуемого предприятия в муниципальную собственность.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, судебные инстанции исходили из того, что в полномочия Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области не входит обязанность по принятию указанных объектов имущества по передаточному акту и по управлению муниципальным имуществом, поэтому оснований для понуждения Территориального управления Росимущества по Кемеровской области принять объекты, находящиеся на балансе Общества, перечень которых отсутствует в плане приватизации, не имеется.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм права.

В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, обращаясь с настоящим заявлением, Общество должно было представить арбитражному суду доказательства того, что бездействие Территориального управления Росимущества по Кемеровской области по принятию объектов жилищного фонда не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, указанные в Приложении N 3 к Постановлению объекты государственной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, подлежали передаче в муниципальную собственность.

В приложении N 3 к вышеуказанному Постановлению указано, что к муниципальной собственности относится жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет пятипроцентных и семипроцентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, то есть объекты жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством подлежат передаче в муниципальную собственность.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 “О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность“, действующим на момент приватизации государственного предприятия связи и информатики “Россвязьинформ“ было установлено, что утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации)
является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.

На основании изложенного, вывод судебных инстанций о том, что в полномочия Территориального управления Росимущества по Кемеровской области не входит обязанность принимать указанные Обществом в акте приема-передачи объекты жилищного фонда и управлять данным муниципальным имуществом, перечень которых в плане приватизации отсутствует.

Судом установлено и из материалов дела следует, что на балансе Общества находятся объекты жилищного фонда с остаточной стоимостью 1 414 тыс. руб., которые не были переданы в муниципальную собственность в соответствии действующим на тот момент Положением о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. N 235, которое утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2006 N 437.

Однако перечень жилищного фонда переданного на баланс Общества с указанной остаточной стоимостью 1 414 тыс. руб. отсутствует, установить идентичность данных объектов с указанными данными в передаточном акте не представляется возможным.

С учетом изложенного правомерным является вывод суда о том, что до принятия компетентным органом решения о передаче жилых домов из федеральной в муниципальную собственность, администрации населенных пунктов, привлеченные в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, не могут обязываться принять имущество в муниципальную собственность.

Пунктом 11 статьи 154 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в
Федеральные законы “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, на который ссылается Общество в кассационной жалобе предусматривает порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

Основанием для указанной передачи имущества является решение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ, таковым является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Это решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденный перечень, которое возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями компетентного органа.

При этом процедура передачи имущества законодательно регламентирована по срокам.

Органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанного решения в соответствии с передаточным актом, который направляется органом государственной власти в орган местного самоуправления, осуществляющим принятие имущества.

Подписанный уполномоченным лицом, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт направляется в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений, заказным письмом с описью вложения.

Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченному органу государственной власти для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества.

В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Решение федерального органа исполнительной власти
о передаче имеющегося у Общества имущества федеральной собственности в муниципальную собственность не принималось.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций, сделанные по делу об отсутствии правовых основания для признания незаконными бездействия Территориального управления Росимущества по Кемеровской области по уклонению от принятия объектов жилищного фонда и понуждения принять указанные объекты в федеральную собственность, соответствующими требованиям законодательства.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом кассационной инстанции.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 09.11.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7886/2007-5 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N 07 АП-57/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.