Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2008 N Ф04-2283/2008(3258-А46-6) по делу N А46-8881/2007 Заявление о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости удовлетворено правомерно, поскольку заявителем для государственной регистрации представлена выписка из реестра муниципального имущества.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2008 г. N Ф04-2283/2008(3258-А46-6)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области, г. Омск, на решение Арбитражного суда Омской области от 20.11.2007 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А46-8881/2007 по заявлению Департамента имущественных отношений администрации города Омска к Управлению Федеральной регистрационной службы по Омской области, г. Омск, при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Омской области, г. Омск; Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской
области, г. Омск; государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия “Опытно-производственное хозяйство “Омское“, г. Омск, об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа,

установил:

Департамент имущественных отношений администрации города Омска (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области, г. Омск, (далее - Управление ФРС) об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - квартиру N 3 в доме N 3 по ул. Солнечная пос. Большие Поля, изложенном в письме от 20.06.2007 N 04/25399, а также об обязании Управления ФРС зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект.

Арбитражный суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных отношений Омской области, г. Омск, (далее - Министерство); Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Омской области, г. Омск, (далее - Территориальное управление Росимущества); государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие “Опытно-производственное хозяйство “Омское“, г. Омск, (далее - хозяйство “Омское“).

Решением арбитражного суда от 20.11.2007, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008, заявленное Департаментом требование удовлетворено.

В кассационной жалобе Управление ФРС, ссылаясь на нарушение арбитражными судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе Департаменту в удовлетворении заявленных требований.

В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление Росимущества просит оставить без изменения судебные акты и рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя.

В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу.

В
судебном заседании представители Департамента и Управления ФРС поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, Департамент 25.04.2007 обратился в Управление ФРС с заявлением о регистрации права собственности на объект недвижимости - квартиру N 3, расположенную по адресу г. Омск, пос. Большие Поля, ул. Солнечная, дом N 3.

Управление ФРС письмом от 20.06.2007 отказало Департаменту в регистрации права собственности на указанный объект недвижимости, ссылаясь на то, что не представлены заявление и иные документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на указанный объект.

Департамент, не согласившись с данным отказом, обратился в арбитражный суд с заявлением.

Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Департаментом требования, принял законное и обоснованное решение, исходя из следующего.

Согласно статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства и правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, то в государственной регистрации может быть отказано.

Из содержания статей 13, 16, 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ следует, что документы, представляемые на государственную регистрацию должны подтверждать в соответствии с законодательством Российской Федерации наличие, возникновение, прекращение, переход,
ограничение (обременение) прав.

В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ разъяснено, что документов, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 “О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“.

Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Департаментом представлена в Управление ФРС, наряду с другими документами, выписка из реестра муниципального имущества города Омска от 03.07.2007 на жилой дом, расположенный по адресу: пос. Большие Поля, ул. Солнечная, дом N 3, с указанием основания передачи в муниципальную собственность (решение Омского городского Совета от 20.03.2002 N 489 “О приеме в муниципальную собственность города Омска объектов ГУ СП ОПХ “Омское“).

Право муниципальной собственности на спорный объект подтверждается имеющейся в материалах дела справкой Министерства по состоянию на 11.10.2007.

В силу изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у Управления ФРС оснований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на квартиру N 3, расположенную по адресу г.
Омск, пос. Большие Поля, ул. Солнечная, дом N 3.

Восьмой арбитражный апелляционный суд дал надлежащую оценку доводам Управления ФРС о применении пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлено, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества требуется при государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ определено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3 к настоящему Постановлении, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

Названным Приложением N 3 к таким объектам отнесен жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных советов народных депутатов, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5 и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-пр “Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности“ утвержден Порядок составления и утверждения перечня объектов передаваемых в муниципальную собственность (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), согласно
которому для передачи объектов в муниципальную собственность соответствующий комитет по управлению имуществом разрабатывает перечень объектов. При этом в данный перечень могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с Приложением N 3 к вышеуказанному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации. Перечни предоставляются в соответствующий комитет по управлению имуществом области, не исключенные из них комитетом области, объекты считаются переданными в муниципальную собственность.

На основании указанных нормативных актов было принято решение Омского городского Совета от 20.03.2002 N 489 “О приеме в муниципальную собственность города Омска объектов ГУ СП ОПХ “Омское“.

Таким образом, Департамент обратился не за регистрацией перехода права на объект недвижимости, а за регистрацией возникновения права в порядке разграничения государственной собственности, в силу чего пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в данном случае не подлежит применению.

Восьмой арбитражный апелляционный суд дал правильную оценку доводам Управления ФРС о том, что если право государственной или муниципальной собственности на недвижимое имущество возникло после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, то государственная регистрация проводится с учетом пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Первоначальная регистрация права государственной или муниципальной собственности не зависит от факта вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и осуществляется на основании сведений реестра соответственно федеральной, государственной и муниципальной собственности.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Омской области от 20.11.2007 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2008 по делу N А46-8881/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.