Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 N Ф04-1963/2008(2341-А70-25) по делу N А70-5059/15-2007 При уменьшении размера подлежащих взысканию штрафных санкций за несвоевременное представление в орган Пенсионного фонда РФ индивидуальных сведений о застрахованных лицах суд исходил из незначительности просрочки исполнения страхователем обязанности по представлению указанных сведений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2008 г. N Ф04-1963/2008(2341-А70-25)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Тюменьгорсвет“ на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу N А70-5059/15-2007 по заявлению государственного учреждения “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тюмени“ к открытому акционерному обществу “Тюменьгорсвет“ о взыскании финансовых санкций,

установил:

государственное учреждение “Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Тюмени“ (далее - Управление Пенсионного фонда) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества “Тюменьгорсвет“ (далее - ОАО “Тюменьгорсвет“) финансовых санкций в размере 88 604 руб.
за несвоевременное представление индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

Решением арбитражного суда от 26.09.2007 заявленные требования удовлетворены в части взыскания с ОАО “Тюменьгорсвет“ финансовых санкций в размере 100 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано. При этом арбитражный суд исходил из незначительности просрочки исполнения обязанности по представлению сведений.

Постановлением апелляционного суда от 17.12.2007 решение изменено. С ОАО “Тюменьгорсвет“ взысканы финансовые санкции в размере 44 302 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе ОАО “Тюменьгорсвет“, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. Полагает, что судом безосновательно был изменен размер финансовых санкций в сторону увеличения, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое основание к изменению судебного акта, как ущемление публичных интересов по отношению к частным.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена проверка своевременности представления ОАО “Тюменьгорсвет“ сведений за 2006 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Необходимые сведения были представлены обществом по сроку представления до 01.03.2007 в соответствии с протоколом к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование только 12.03.2007, то есть с нарушением срока.

Управление Пенсионного фонда составило акт от 12.03.2007 N 55 о выявленном правонарушении, на основании которого приняло решение от 05.04.2007 N 28/06
о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования“, в виде финансовых санкций в размере 88 604 руб. На основании указанного решения Управление Пенсионного фонда 05.04.2007 выставило требование N 28/06, которым обществу было предложено уплатить указанную сумму санкций в добровольном порядке в десятидневный срок.

Поскольку в установленный срок санкции не были уплачены, Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изменяя решение арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд, полно и всесторонне исследовав материалы дела в совокупности с фактическими обстоятельствами дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял законный и обоснованный судебный акт, указав при этом на необоснованность уменьшения размера подлежащих взысканию финансовых санкций с учетом смягчающих обстоятельств с 88 604 руб. до 100 руб.

Кассационная инстанция поддерживает выводы апелляционного суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.

Согласно части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Факт нарушения ОАО “Тюменьгорсвет“ срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается материалами дела, установлен судом и не оспаривается самим обществом, в
связи с чем арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о правомерности наложения финансовых санкций на страхователя за невыполнение возложенных на него обязанностей в установленный законом срок.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В статье 112 Налогового кодекса Российской Федерации перечислены смягчающие ответственность обстоятельства за совершение налогового правонарушения, в числе которых указаны иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Судом правомерно учтено, что пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11.06.1999 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ установлено, что суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза по результатам оценки соответствующих обстоятельств (характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения).

Вместе с тем, исходя из изложенных норм и обстоятельств дела, апелляционный суд правомерно снизил размер штрафных санкций, с учетом такого смягчающего обстоятельства как незначительность (12 дней) просрочки исполнения обязанности по представлению сведений в два раза с 88 604 руб. до 44 302 руб., при
этом суд указал, что данное обстоятельство не является достаточным для уменьшения финансовых санкций для ОАО “Тюменьгорсвет“ более чем в два раза.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Кассационная инстанция, поддерживая выводы апелляционного суда, также отмечает, что законодатель, применяя штрафные санкции за несвоевременное представление индивидуальных сведений за застрахованных лиц стоит на защите конституционных прав граждан Российской Федерации и обязывает страхователей своевременно представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которые своевременно должны быть учтены и персонифицировано зачислены на лицевые счета застрахованных лиц.

Доводы ОАО “Тюменьгорсвет“ о нарушении судом положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по причине отсутствия в положениях данной статьи такого основания для изменения судебного акта как ущемление публичных интересов по отношению к частным, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку вывод апелляционного суда об изменении размера финансовых санкций основан на анализе норм материального права, которые поддерживаются судом кассационной инстанции.

В свою очередь ОАО “Тюменьгорсвет“ не приведены убедительные доводы и не представлены по существу доказательства, свидетельствующие о необоснованности взыскания с общества за совершенное правонарушение штрафа в размере 44 302 руб.

Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2007 по делу N А70-5059/15-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня
его принятия.