Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 N Ф04-1553/2008(1792-А03-40) по делу N А03-8099/07-14 Решение и постановление о взыскании налогов и пеней за счет имущества налогоплательщика признаны недействительными, так как в ранее выставленном налогоплательщику требовании об уплате налога отсутствовали сведения о периоде начисления пеней, их ставке и сумме недоимки, на которую они начислены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 марта 2008 г. N Ф04-1553/2008(1792-А03-40)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю на решение от 16.11.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8099/07-14 по заявлению краевого государственного учреждения “Ракитовский лесхоз“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю о признании недействительными решения, постановления, требования,

установил:

краевое государственное учреждение “Ракитовский лесхоз“ (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю (далее - Инспекция) о признании недействительными
решения от 27.07.2007 N 638 и постановления от 27.07.2007 N 606 о взыскании налогов и пени за счет имущества налогоплательщика и требования об уплате налога (пени, штрафа) N 6781 от 26.06.2007; и обязании налоговый орган исключить из сведений задолженность заявителя, указанную в требовании от 26.06.2007 N 6781.

Решением от 16.11.2007 Арбитражного суда Алтайского края требования Учреждения удовлетворены частично: оспариваемые ненормативные акты налогового органа признаны недействительными в части предложения уплатить и взыскать с налогоплательщика пени по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 195 528,28 руб. и по транспортному налогу в сумме 58,70 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятое по делу решение отменить в части удовлетворения требований Учреждения и направить дело на новое рассмотрение. Учреждение возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.

Судом и материалами дела установлено следующее.

В связи с наличием у Учреждения задолженности Инспекцией выставлено требование от 26.06.2007 N 6781 об уплате в срок до 06.07.2007 недоимки по НДС и транспортному налогу в общем размере 499 176 руб. и пени по указанным налогам в общей сумме 228 590,19 руб. (л.д. 5).

27.07.2007 Инспекция в пределах сумм, указанных в требовании N 6781 от 26.06.2007, приняла решение N 638 о взыскании с Учреждения налогов в общем размере 96 117 руб. и пени в общей сумме 228 590,19 руб. за счет имущества налогоплательщика (л.д. 3).

На основании указанного решения Инспекцией в службу судебных приставов направлено постановление от 27.07.2007 N 606 (л.д. 4).

Учреждение, не согласившись с принятыми ненормативными актами Инспекции, обжаловало
их в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ. Таким образом, законность принятого по настоящему делу решения суда проверяется в части удовлетворения заявленных Учреждением требований.

Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Праву налогового органа на бесспорное взыскание с налогоплательщика сумм налогов и пеней в порядке статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предшествует обязанность Инспекции направить налогоплательщику требование об уплате налога и пени, которое по своей форме и содержанию должно отвечать положениям НК РФ, а также соответствовать фактической обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов).

Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога.

В соответствии со статьей 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, определяются в процентах и подлежат уплате
налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть неуплаченной в установленный законом срок суммы налога.

Таким образом, в требовании об уплате налогов и пени должны быть указаны (справочно или в приложении) суммы недоимки по налогам, установленные законом сроки их уплаты, а также период, за который начисляются пени.

Поскольку круг сведений, которые должны содержаться в требовании, установлен законом, при отсутствии хотя бы одного из них требование не будет соответствовать нормам НК РФ. При этом нарушение налоговым органом положений данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего требования налогового органа недействительным, поскольку суд должен оценить характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность направленного налоговым органом требования.

Как установлено судом, в оспариваемом требовании не содержатся сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 69 НК РФ, в частности в нем отсутствуют данные, за какой период произведено начисление пени, ставка пени, сумма недоимки, на которую начислены пени, и основания ее образования.

Суд, исследовав представленный Инспекцией в подтверждение обоснованности начисления пеней расчет, а также данные лицевого счета налогоплательщика (данные налоговых обязательств), установил, что суммы пеней, указанные в оспариваемом требовании не совпадают с суммами, подлежащими начислению по установленным срокам уплаты; наличие иной задолженности налоговым органом в судебном заседании не подтверждено (л.д. 57-69, 71-96).

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что в рассматриваемом случае суд правомерно на основе имеющихся в деле доказательств и установленных фактических обстоятельств дела сделал вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для предъявления к уплате и взыскании в порядке статьи 47 НК РФ пеней по НДС в размере 207 309,72 руб. и по транспортному налогу в размере
61,90 руб.

Учитывая, что в нарушение статей 65, 200 АПК РФ Инспекция (в том числе, в кассационной жалобе) не опровергла установленные судом обстоятельства, кассационная инстанция соглашается с выводом суда о незаконности принятия (выставления) решения от 27.07.2007 N 638 и постановления от 27.07.2007 N 606 о взыскании налогов и пени за счет имущества налогоплательщика и требования об уплате налога (пени, штрафа) от 26.06.2007 N 6781 в отношении пеней по НДС в размере 207 309,72 руб. и по транспортному налогу в размере 61,90 руб.

На основании изложенного суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ и учитывая, что НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы выступали в качестве ответчика, с Инспекции подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы (пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117).

Исполнительный лист в соответствии с пунктом 2 статьи 319 АПК РФ выдается Арбитражным судом Алтайского края.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 16.11.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8099/07-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Алтайскому краю государственную пошлину 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы в доход федерального бюджета.

Постановление вступает в законную силу
со дня его принятия.