Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.02.2008 N Ф04-923/2008(535-А27-43) по делу N А27-7707/2007-5 При отсутствии доказательств осуществления юридическим лицом деятельности по обращению с отходами, требующей наличия соответствующей лицензии, не имеется оснований для привлечения его к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2008 г. N Ф04-923/2008(535-А27-43)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору по Кемеровской области на решение от 30.08.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.11.2007 по делу N А27-7707/2007-5 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Шахта N 12“ к Управлению по технологическому и экологическому надзору по Кемеровской области об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Шахта N 12“ (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению по
технологическому и экологическому надзору по Кемеровской области (далее по тексту - Управление Ростехнадзора по Кемеровской области) об отмене постановления от 06.08.2007 N 11/15 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в сумме 50 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, поскольку оно не осуществляет виды деятельности по обращению с отходами, для которых требуется получение лицензии.

Решением от 30.08.2007, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.11.2007, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.

Принимая решение, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что административным органом не было доказано наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

В кассационной жалобе Управление Ростехнадзора по Кемеровской области просит отменить принятые по делу судебные акты.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права, не были полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, им была дана ненадлежащая оценка и не применены нормы материального права, подлежащие применению.

В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.

В судебном заседании представитель Общества поддержал изложенные в отзыве доводы и просил оставить без изменения принятые по делу судебные акты.

Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных
актов.

Из материалов дела следует, что 09.07.2007 Новокузнецким межрайонным природоохранным прокурором проведена проверка соблюдения Обществом законодательства при обращении с отходами, образующимися в ходе хозяйственной деятельности данного предприятия.

По результатам данной проверки выявлено, что Общество, как субъект хозяйственной деятельности, не имеет права на осуществление обращения с опасными отходами, образующимися в ходе производственной деятельности, а именно: осуществлять деятельность по сбору, использованию, обеззараживанию, транспортированию и размещению опасных отходов на территории г. Киселевска в отсутствии лицензии.

Постановлением от 09.07.2007 Новокузнецким межрайонным природоохранным прокурором в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.

Материалы данного административного дела направлены в Управление Ростехнадзора по Кемеровской области для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.

Постановлением от 06.08.2007 государственного инспектора отдела государственной экологической экспертизы Управления Ростехнадзора по Кемеровской области N 11/15 Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой и постановление апелляционной инстанций, исходит из установленных судами обстоятельств дела и следующих норм материального и процессуального права.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной указанного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями.

Судом установлено
и из материалов дела следует, что ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в постановлении Управление Ростехнадзора по Кемеровской области от 06.08.2007 N 11/15 не содержится сведений, относящихся к событию административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в том числе касающихся объективной стороны вменяемого Обществу административного правонарушения, а именно: какие конкретно действия при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и иного обращения с отходами производства производились Обществом с несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

Кроме того, в вышеуказанных документах отсутствует указание на то, какие конкретные нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований допущены Обществом.

Оценивая постановление прокурора о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении от 09.07.2007, судебные инстанции указали на то, что данный документ не содержит фактических данных, устанавливающих обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

С учетом изложенных обстоятельств, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судебных инстанций об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, поскольку в рассматриваемом случае Обществу вменяется в вину не нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, использовании, обеззараживании, транспортировке, хранении и размещению опасных отходов, а осуществление названной деятельности в отсутствие соответствующей лицензии, необходимость получения которой предусмотрена подпунктом 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ и статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 “Об отходах производства и потребления“.

Вменяемое Обществу административное правонарушение не охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.

Судебными инстанциями обоснованно указано на квалификацию действий по осуществлению предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, по части 2 статьи
14.1 КоАП РФ.

Административным органом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции считает правильным вывод судебных инстанций о признании незаконным постановления Управления Ростехнадзора по Кемеровской области от 06.08.2007 N 11/15 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции всесторонне и полно исследовали материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка, применены нормы материального права, подлежащие применению.

Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам дела.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется оснований для их переоценки.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.08.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.11.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7707/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.