Решения и определения судов

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10.01.2008 N Ф04-6393/2007(40577-А75-4) по делу N А75-747/2007 При наличии заключения компетентного органа о том, что причиной несвоевременной уборки вагонов явилась низкая температуры воздуха, владелец железнодорожного подъездного пути освобождается от уплаты штрафа за задержку вагонов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 января 2008 г. N Ф04-6393/2007(40577-А75-4)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице структурного подразделения “Сургутское отделение Свердловской железной дороги“ (далее - ОАО “Российские железные дороги“) на решение от 26.04.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-747/2007 по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ к открытому акционерному обществу “Сургутское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта“ (далее - ОАО “Сургутское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта“),

установил:

ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к ОАО “Сургутское межотраслевое предприятие
промышленного железнодорожного транспорта“ о взыскании 687600 рублей штрафа за задержку вагонов.

Решением арбитражного суда от 26.04.2007 в удовлетворении исковых требований отказано.

В суде апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись.

В кассационной жалобе ОАО “Российские железные дороги“ просит решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Заявитель считает, что ответчиком не подтвержден надлежащим образом факт непреодолимой силы. Резкое понижение температур наружного воздуха в зимнее время не относится к природным явлениям стихийного характера, так как является прогнозируемым событием, а, следовательно, не может рассматриваться в качестве непреодолимой силы, поскольку не обладает признаками исключительности и объективной непредотвратимости.

По его мнению, судом нарушена статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, не дана оценка исполнению обязательств по договору со стороны истца при тех же погодных условиях.

ОАО “Сургутское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта“ в отзыве на кассационную жалобу просит решение оставить без изменения.

Заслушав представителя ОАО “Сургутское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта“, рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого решения по настоящему делу, суд кассационной инстанции считает, что его следует оставить без изменения, исходя из следующего.

Федеральное государственное унитарное предприятие “Свердловская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации“ (после реорганизации - ОАО “Российские железные дороги“; дорога) и ОАО “Сургутское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта“ (владелец) заключили договор от 01.02.2002 N 8/4, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути ОАО “Сургутское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта“ (1, 2 районы).

По условиям этого договора сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны подаются локомотивом дороги, дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.

Стороны установили, что
оплачиваемое время пользования вагонами исчисляется с момента их подачи вагонов на выставочные пути до момента возвращения обратно.

Кроме того, пунктом 12 договора регламентирован технологический срок оборота вагонов для разных типов операций.

Нарушение ОАО “Сургутское межотраслевое предприятие промышленного железнодорожного транспорта“ сроков оборота вагонов явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что уборка вагонов ответчиком с подъездного пути в установленные периоды времени была невозможна в связи с низким температурным режимом, который подтверждается соответствующими документами.

Согласно статье 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в случае использования вагонов, контейнеров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, а также в случае самовольного использования перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (в том числе на праве аренды), виновные физические или юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава.

Ведомость подачи и уборки вагонов N 12023 подтверждает нарушение в период с 09.01.2006 по 14.01.2006 сроков оборота вагонов.

Как следует из материалов дела, причиной несвоевременной уборки вагонов с путей явилась низкая температура воздуха (от -38 до -51), что подтверждается справкой гидрометеобюро города Сургута от 24.01.2006.

В новой редакции телеграммы ОАО “Российские железные дороги“ от 29.07.2004 N ЦМД-15/39/ЦФД (разъяснения по начислению платы за пользование вагонами, контейнерами при объявлении временного ограничения или прекращения погрузки и перевозки грузов) указано, что при наличии заключения, выданного компетентными органами, об отнесении к непреодолимой силе обстоятельств, вследствие которых произошла задержка вагонов, контейнеров (например, метеоусловий, запрещающих выполнение операций
по погрузке и выгрузке грузов) владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами.

Согласно данным технических паспортов крановая техника ответчика рассчитана на работу при температуре до -40 градусов, а также должна быть выдержана в течение 10 часов в ненагруженном состоянии после повышения температуры.

Кроме того, невозможность эксплуатации крановой техники в спорный период подтверждается актом экспертизы Сургутской торгово-промышленной палаты от 15.01.2007 N 116-02-00010.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления штрафа и удовлетворения заявленных требований.

Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в порядке статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 26.04.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-747/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице структурного подразделения “Сургутское отделение Свердловской железной дороги“ - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.