Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.07.2008 по делу N А60-15671/2008-С9 Поскольку обществом представлены все необходимые для расчета тарифа сведения, отдельные ошибки в расчетах не свидетельствуют об умысле в завышении тарифа путем представления заведомо недостоверных сведений, заявление о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ, судом удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 июля 2008 г. по делу N А60-15671/2008-С9

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 24 июля 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина при ведении протокола судебного заседания судьей С.П. Ворониным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО “База “Звезда“

к Региональной энергетической комиссии Свердловской области

о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: В.И. Турусов, по доверенности от 07.07.2008 года N 90, N 02-Б от 11.04.2006 года, Е.П. Потеряева, представитель по доверенности от 18.07.2008 года N 91

от заинтересованного лица: С.Г. Нагибин, представитель
по доверенности от 09.01.2008 года N 02-18/2, С.Л. Худякова, ведущий специалист, по доверенности от 25.01.2008 года N 02-18/205.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

ООО “База “Звезда“ обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 07.07.2008 года N 114 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей. По мнению заявителя, в действиях общества отсутствует событие правонарушения в виде представления в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, заведомо недостоверных сведений, поскольку представление неполной информации явилось следствием непреднамеренной ошибки и не повлияло на правильность формирования тарифа.

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области требования не признала, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью “База “Звезда“ (далее - Заявитель, Общество), имея на балансе газовую котельную, предназначенную для отопления и горячего водоснабжения административных и складских зданий Заявителя, а также для отпуска прочим потребителям тепловой энергии, цены на которую подлежат государственному регулированию, 28.04.2008 года представило в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области (далее - Комиссия, РЭК Свердловской области) расчетные материалы для утверждения тарифа на тепловую энергию на очередной период регулирования - 2008 год.

При рассмотрении вопроса об установлении организации тарифов на заседании Правления РЭК Свердловской области 18.06.2008 года было установлено, что в представленных обществом обосновывающих материалах и расчетах не указан объем собственного потребления тепловой энергии, учитываемый в общем объеме полезного отпуска энергии теплоисточником общества.

Данные обстоятельства
послужили основанием для составления акта N 81 от 27.06.2008 - 30.06.2008 г. и протокола об административном правонарушении от 30.06.2008 г., на основании которого оспариваемым постановлением ООО “База “Звезда“ привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ за представление в орган регулирования заведомо недостоверных сведений и на общество наложен штраф в размере 50000 руб.

В соответствии со ст. 19.7.1 КоАП РФ представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Обязанность организаций, осуществляющих поставку тепловой энергии, отнесенной к регулируемым видам деятельности, представлять в орган регулирования обосновывающие документы для утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию предусмотрена Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 года N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ (далее - Правила).

В соответствии с п. 8 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.

Пунктом 10 Правил предусмотрен перечень представляемых в регулирующий орган материалов, в том баланс энергии и расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям.

Частью 1
ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацем 4 ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, а также Указом Губернатора Свердловской области от 31.08.2004 N 619-УГ (в редакции от 31.08.2004 года N 619-УГ) установлена компетенция органа исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) субъекта Российской Федерации - Свердловской области, которым является Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, в полномочия которой входит, в том числе, и установление тарифов на тепловую энергию в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию.

Постановлением РЭК Свердловской области от 11.05.2006 г. N 56-ПК установлен перечень дополнительных обосновывающих материалов и расчетов, которые представляются в РЭК Свердловской области энергоснабжающими организации, осуществляющие поставку тепловой энергии или оказывающие услуги по передаче тепловой энергии, в том числе в виде графических таблиц, содержащих необходимую информацию. При этом разделом 1 данного Перечня предусмотрено представление сведений о балансе отпуска тепловой энергии (таблица N 1), а также расчет тарифа на производство, передачу тепловой энергии (таблица N 5).

Как следует из материалов дела, в графе 8.1 таблицы 1 “Баланс отпуска тепловой энергии“ обществом не были указаны сведения о полезном отпуске тепловой энергии для собственного потребления, что и было расценено комиссией как представление заведомо ложных сведений, необходимых для установления тарифов. При этом РЭК Свердловской области исходил из того, что указанный экономический показатель (величина отпуска тепловой энергии для собственного потребления) в соответствии с п. 33 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую
и тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФТС России N 20-э/2 от 06.08.2004 г. является обязательным для расчета тарифов. Данный тариф определяется по формуле в зависимости от валовой выручки на производство тепловой энергии и отпуска тепловой энергии в сеть, в связи с чем занижение показателя полезного отпуска приведет к неправомерному завышению тарифа. По мнению заинтересованного лица, у организации имелись все возможности для представления в орган регулирования соответствующих достоверных сведений, обязанность представления которых установлена вышеуказанными нормативными правовыми актами, однако общество не приняло все зависящие от него меры для выполнения требований этих актов, т.е. совершило административное правонарушение.

Данный вывод РЭК Свердловской области не может быть признан обоснованным в связи со следующим.

Как указано выше, объективной стороной правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ является представление в уполномоченный орган заведомо недостоверных сведений, необходимых для установления, изменения, введения или отмены тарифов; субъективной стороной правонарушения является вина в форме прямого или косвенного умысла.

Применительно к данному составу административного правонарушения заведомо ложными сведениями признаются неверные данные, о которых лицу, их представляющему, достоверно известно, что они искажают или скрывают истинное экономическое содержание регулируемых цен (тарифов). Заведомая ложность этих сведений состоит в том, что в них осознанно не внесены верные или отражены неполные данные, искажающие смысл и содержание представляемой информации, в результате чего могут быть сделаны неверные оценки об экономической обоснованности тарифов.

Поскольку информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, то сведения, не соответствующие действительности, являются “недостоверной информацией“.

В отличие от этого, “заведомо недостоверной информацией“ следует признать сведения, несоответствие действительности
которых очевидно для лица, предоставляющего такую информацию в орган регулирования, из чего следует, что предоставление заведомо недостоверной информации - это целенаправленное, умышленное введение получателя информации в заблуждение.

Заявителем не оспаривается необходимость представления сведений об объеме отпуска тепловой энергии на собственное потребление и то, что такие сведения отсутствуют в графе 8.1 таблицы 1 “Баланс отпуска тепловой энергии“, представленной ООО “База “Звезда“ в РЭК Свердловской области вместе с другими материалами.

Вместе с тем сведения, которые должны содержаться в данной графе таблицы 1, были указаны обществом в графе 17.1 “Полезный отпуск энергии для собственного потребления“ таблицы 5 “Расчет тарифа на производство, передачу тепловой энергии“, в соответствии с которой отпуск тепловой энергии для собственного потребления указан в объеме 0,0915 тыс. Гкал / год. Кроме того, расчет суммарного расхода тепловой энергии в сумме 1,504 тыс. Гкал., указанный обществом в обоих таблицах, произведен с учетом полезного отпуска тепловой энергии для собственного потребления в объеме 0,0915 тыс. Гкал / год, поскольку в таблице 1 “Баланс отпуска тепловой энергии“ полезный отпуск тепловой энергии для собственного потребления в объеме 0,0915 тыс. Гкал / год включен заявителем в п. 8.4 графы “Полезный отпуск прочим потребителям“, т.е. фактически учтен обществом в общем объеме энергии.

Произведенный ООО “База “Заря“ расчет тарифов на производство и передачу тепловой энергии в таблице N 5 также включает в себя как общий объем полезного отпуска энергии 1,504 тыс. Гкал / год. (графа 17 таблицы N 5), так и полезный отпуск энергии для собственного потребления 0,0915 тыс. Гкал / год (графа 17.1 таблицы N 5), и с учетом этих показателей представленный
заявителем для утверждения тариф был определен им в размере 1178,67 руб./Гкал (без НДС).

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что не указание обществом объема потребления тепловой энергии на собственные нужды в одной из форм документов - таблицы N 1, при наличии в других представленных документах необходимых сведений является ошибкой заполнения этой таблицы, а не преднамеренным представлением заведомо ложной информации.

Сведения, содержащиеся в разных формах документов, являются сопоставимыми друг с другом и цифровые показатели, содержащиеся в одной таблице, трансформируются в другие “итоговые“ показатели, поэтому такая ошибка является легко выявляемой и устранимой и не может привести к завышению тарифа.

Кроме того, представление в орган регулирования установленных нормативными правовыми актами документов и содержащихся в них сведений осуществляется с целью расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке энергии в рамках установленных предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) тарифов и цен, поэтому ответственность, предусмотренная ст. 19.7.1 КоАП РФ направлена на воспрепятствование представлению заведомо недостоверных сведений, что приводит к установлению необоснованных тарифов.

Расчет тарифа на тепловую энергию был осуществлен ООО “База “Звезда“ с учетом общего объема отпуска тепловой энергии и расхода тепловой энергии на собственные нужды, что полностью соответствует Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом ФТС России N 20-э/2 от 06.08.2004 г. При этом отдельные ошибки в расчетах размера тарифа, на наличие которых указали представители РЭК Свердловской области в судебном заседании, не свидетельствуют об умысле общества в завышении тарифа путем представления заведомо недостоверных сведений, поскольку все необходимые для расчета экономически обоснованного
тарифа (в том числе объем полезного отпуска энергии для собственных нужд) сведения в представленных обществом материалах имелись и могли быть использованы органом регулирования для проверки расчета тарифа и его последующего установления, в том числе путем корректировки расчетов организации.

Суд также учитывает, что на основании распоряжения N 81 от 27.06.2008 года РЭК Свердловской области проведена проверка объемов тепловой энергии, отпускаемой теплоисточником ООО “База “Звезда“. Данной проверкой подтверждено, что содержащиеся в материалах общества сведения об объеме расхода тепловой энергии для собственных нужд - 0,09150 тыс. Гкал / год (графа 17.1 таблицы N 5) являются достоверными и это было очевидно для заявителя, что также свидетельствует об отсутствие его умысла на представление недостоверных сведений.

Таким образом, в действиях Общества отсутствует субъективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.1 КоАП РФ, в связи с чем постановление РЭК Свердловской области от 07.07.2008 года N 114 о привлечении Общества к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей не может быть признано законным и подлежит отмене.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем перечисленная ООО “База “Звезда“ платежным поручением от 09.07.2008 года N 409 государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования ООО “База “Звезда“ удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии
Свердловской области от 07.07.2008 года N 114 о привлечении ООО “База “Звезда“ к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.7.1 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.

3. Возвратить ООО “База “Звезда“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 09.07.2008 года N 409.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ВОРОНИН С.П.