Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.07.2008 по делу N А60-9693/2008-С9 Поскольку сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета, предприниматель не представлял, суд счел, что у заявителя не имелось правовых оснований для проведения камеральной проверки, проверку признал незаконной, в удовлетворении заявления о взыскании финансовых санкций отказал.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 июля 2008 г. по делу N А60-9693/2008-С9

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2008 года

Полный текст решения изготовлен 01 июля 2008 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К. Киселева при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Серове и Серовском районе Свердловской области (далее - управление) к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. (далее - предприниматель) о взыскании финансовых санкций.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом (почтовое уведомление от 16.05.2008 N 86225 и справка
органа почтовой связи от 15.05.2008 о невручении судебного акта в связи с отсутствием адресата по указанному адресу).

От управления поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Ходатайство судом удовлетворено.

Других заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с предпринимателя финансовых санкций в сумме 123 руб.

Предприниматель возражений не представила.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

управлением проведена камеральная проверка по вопросу своевременности представления предпринимателем сведений персонифицированного учета. Результаты проверки отражены в акте от 11.03.2008 N 43, согласно которому предпринимателем не были представлены в срок до 01.03.2008 сведения за 2007 год.

Управлением вынесено решение от 03.04.2008 N 51 о привлечении предпринимателя к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные законодательством сроки сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, за 2007 год в виде взыскания финансовых санкций в сумме 123 руб. и направило предпринимателю требование от 03.04.2008 N 51 о добровольной уплате штрафа в 3-х дневный срок. В установленный в требовании срок предприниматель штраф не уплатила, в связи с чем управление обратилось в арбитражный суд.

Суд считает, что в удовлетворении требования управления следует отказать по следующим основаниям.

Спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Закон).

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц. Согласно пунктам
5 и 6 названной статьи физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, также представляет сведения, а именно: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 4) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Перечисленные сведения представляются вместе с копией платежного документа.

В силу статьи 1 Закона к физическим лицам, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, относятся, в частности, индивидуальные предприниматели.

Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, определены статьей 16 Закона, в соответствии с которой органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право, в частности, требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим федеральным законом.

Той же правовой нормой установлено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим федеральным законом, а также разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.

Статьей 17 Закона предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Порядок привлечения к ответственности за указанные правонарушения Законом не предусмотрен.

Вместе с тем статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ предусмотрено, что правоотношения, связанные с
уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок осуществления налогового контроля в форме камеральной проверки, процедура рассмотрения материалов проверки и привлечения к ответственности регламентированы главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ).

В силу статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Следовательно, налоговый контроль может проводиться исключительно в формах, предусмотренных Кодексом.

Согласно статье 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 88 НК РФ основанием для проведения камеральной проверки является представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета); проверка проводится в 3-х месячный срок, исчисляемый со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и прилагаемых к ней документов.

Следовательно, осуществление налогового контроля в форме камеральной проверки допустимо лишь при наличии соответствующим документов, представленных самим налогоплательщиком. Непредставление налогоплательщиком предусмотренных законодательством документов (сведений) не может являться основанием для проведения камеральной проверки, а вынесенное по
результатам такой проверки решение налогового органа является незаконным.

Правильность такого толкования подтверждается, в частности, постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июня 2007 г. N 2662/07.

В силу статьи 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ данный вывод распространяется и на камеральные проверки, проводимые органами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с предоставленными им полномочиями, в частности, по контролю за представлением страхователями и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, предусмотренных Законом сведений.

Как следует из материалов дела, указанные в пункте 5 статьи 11 Закона сведения предприниматель не представляла. При таких обстоятельствах суд считает, что у управления не имелось правовых оснований для проведения камеральной проверки, а проведенная управлением 11.03.2008 проверка является незаконной.

По мнению суда, в случае непредставления страхователями и физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, предусмотренных Законом сведений в установленный срок органами Пенсионного фонда Российской Федерации могут реализовываться иные упомянутые выше полномочия, закрепленные в статье 16 Закона.

Не соблюден управлением и порядок проведения проверки.

В силу п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих вправе в течение 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения. В нарушение указанной правовой нормы управлением в акте указан меньший срок - 10 дней рабочих дней.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, акт проверки от 11.03.2008 был направлен предпринимателю 11.03.2008. Сведений о дате получения предпринимателем указанного акта управление не представило. В таком случае
в силу п. 5 ст. 100 НК РФ он считается полученным на шестой день, то есть 19.03.2008. Следовательно, срок на представление возражения по нему истек 09.04.2008, а решение о привлечении к ответственности вынесено управлением 03.04.2008, то есть до истечения срока на представление возражений.

Таким образом, суд считает, что управлением допущены существенные (грубые) нарушения порядка проведения проверки и привлечения предпринимателя к ответственности.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении требования управления следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Серове и Серовском районе Свердловской области отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Свердловской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru“.

Судья

КИСЕЛЕВ Ю.К.