Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2008 по делу N А60-11720/2008-С6 Поскольку обществом не обеспечен доступ к информации в форме ежеквартального отчета, списка аффилированных лиц, годового отчета в сети Интернет, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 ст. 15.19 КоАП РФ судом отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2008 г. по делу N А60-11720/2008-С6

Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2008 года

Полный текст решения изготовлен 16 июня 2008 года

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи Н.Н. Присухиной

при ведении протокола судебного заседания судьей Н.Н. Присухиной, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению

открытого акционерного общества “Стройпластполимер“

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе

об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: А.С. Лямин, представитель, доверенность N 11 от 01.08.2007;

от заинтересованного лица: Е.Л. Заякина, специалист 1 разряда, доверенность N 39 от 05.06.2008.

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в
деле разъяснены процессуальные права и обязанности, в том числе право на отвод. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Открытое акционерное общество “Стройпластполимер“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе N 65 (5908/2.19) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения на основании ч. 2 ст. 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, считает вынесенное постановление законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд

установил:

27.12.1993 Финансовым управлением администрации Свердловской области зарегистрирован выпуск акций ОАО “Стройпластполимер“, учрежденного в процессе приватизации, на общую сумму 152496000 руб. номинальной стоимостью 1000 руб. в количестве 152496 штук, о чем внесена соответствующая запись в государственный реестр акций за N 62-1П-538.

Регистрация выпуска ценных бумаг сопровождалась регистрацией плана приватизации, который предусматривал возможность размещения 19% акций путем свободной продажи на специализированном денежном аукционе.

При проведений мероприятий по контролю за соблюдением порядка раскрытия информации в сети Интернет Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе установлено, что по состоянию на 12.03.2008 ОАО “Стройпластполимер“ не обеспечен доступ к информации в форме ежеквартального отчета за 4 квартал 2007 г., к тексту списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 4 квартала 2007 г., тексту годового отчета за 2006 г., в том числе на странице в сети Интернет, на которой Общество осуществляет раскрытие информации - www.stroyplastpolymer.ru.
Необеспечение доступа в сети Интернет было выявлено также с помощью поисковых систем Rambler, Google.

Тем самым, по мнению контролирующего органа, обществом нарушены требования п.п. 5.7, 8.2.5, 8.5. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.

По результатам проверки составлен акт обнаружения отсутствия доступа к информации в сети в Интернет от 12.03.2008. Уведомлением исх. N 2456003/08 от 13.03.2008, направленным в адрес ОАО “Стройпластполимер“ и полученным его представителем 19.03.2008, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела копия уведомления, законный представитель общества вызван на составление протокола об административном правонарушении.

14.04.2008 уполномоченным должностным лицом РО ФСФР России по УрФО в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя ОАО “Стройпластполимер“ составлен протокол об административном правонарушении. Копия протокола направлена в адрес общества заказным письмом и получено его представителем 24.04.2008, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией уведомления.

Определением от 16.04.2008 срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен, рассмотрение дела назначено на 07.05.2008. Указанное определение направлено в адрес общества посредством почтовой связи и получено его представителем 24.04.2008, о чем свидетельствует копия имеющегося в материалах дела уведомления.

По результатам рассмотрения материалов проверки 07.05.2008 Руководителем Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе принято постановление N 65(59-08/2.19), которым ОАО “Стройпластполимер“ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, ОАО “Стройпластполимер“ обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Частью 2 статьи 15.19 Кодекса об административных
правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.

В соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность, проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке предусмотренном Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. При этом п. 2 ст. 92 указанного закона устанавливает, что обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ установлено, что в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме: ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет); сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах). При этом состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Одним из таких актов является утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг.

На основании п. 5.1
указанного Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется в том числе и на: на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Таким образом, ОАО “Стройпластполимер“ является субъектом исполнения обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.

Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.

Положение устанавливает различные способы раскрытия информации в форме ежеквартального отчета, в том числе, путем представления в регистрирующий орган, а также с использованием сети Интернет (п.п. 5.6, 5.7 Положения).

При этом Положением установлены две обязанности по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета в сети Интернет: опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет - в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала; обеспечить доступность текста ежеквартального отчета в сети Интернет - в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В соответствии с п. 8.1.1. Положения открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества, устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов, сведения об аффилированных лицах акционерного общества.

Положение устанавливает различные способы раскрытия информации в форме списка аффилированных
лиц, в том числе, путем представления в регистрирующий орган, а также с использованием сети Интернет (п.п. 8.5.3, 8.5.5 Положения).

В соответствии с пунктом 8.5 Положения акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом акционерное общество, обязанное в соответствии с настоящим Положением раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список, но не ранее даты возникновения обязанности раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах.

Подпунктом 8.5.5 Положения установлено, что текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В силу п.п. 8.2.4 - 8.2.5 указанного Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества, который должен быть доступен в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что открытые акционерные общества обязаны соблюдать требования законодательства по
раскрытию информации, в том числе обеспечить доступ к данной информации на странице в сети Интернет в течение 3 лет либо до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности (ликвидации) акционерного общества.

Как следует из материалов дела, на 12.03.2008 (дату проведения проверки административным органом) ОАО “Стройпластполимер“ не обеспечило доступ на странице сети Интернет (www.stroyplastpolymer.ru) к следующим документам общества: текст ежеквартального отчета за 4 квартал 2007 г., текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 4 квартала 2007 г., текст годового отчета за 2006 г. Необеспечение доступа в сети Интернет было выявлено также с помощью поисковых систем Rambler, Google.

Из объяснений ОАО “Стройпластполимер“ следует, что выявленные нарушения были допущены в связи с выходом из строя и последующей заменой компьютерной техники, обеспечивающей доступ предприятию в сеть Интернет. На дату составления протокола - 14.04.2008 все нарушения в области раскрытия информации эмитентом ценных бумаг Общество устранило.

На момент рассмотрения дела об административном правонарушении проверяющим органом установлено, что ОАО “Стройпластполимер“ обеспечило доступ в сети Интернет к текстам ежеквартального отчета за 4 квартал 2007 г., списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания 4 квартала 2007 г., годового отчета за 2006 г., что подтверждается распечаткой страниц из сети Интернет от 14.04.2008.

Таким образом, судом установлено, что в действиях ОАО “Стройпластполимер“ содержатся признаки правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в период с 12.03.2008 по 14.04.2008 доступ к указанным документам отсутствовал.

Довод общества о том, что оно не может нести ответственность за необеспечение доступа на странице в сети Интернет уже к ранее опубликованным сведениям (15.02.2008), судом отклоняется,
поскольку сроки доступности информации на странице в сети Интернет начинают исчисляться с даты, когда перечисленные документы должны быть опубликованы в соответствии с Положением о раскрытии информации и должны быть доступны на странице в сети Интернет в течение определенного времени.

Иного обществом в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к выводу о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о рынках ценных бумаг. Доказательств наличия объективных причин, препятствующих принятию мер по соблюдению соответствующих требований законодательства, суду не представлено.

Меры по устранению недостатков в сети были приняты обществом только после проведения проверки, тогда как доступ к информации должен быть обеспечен постоянно в течение трех лет.

Кроме того данные обстоятельства были учтены заинтересованным лицом в качестве смягчающих ответственность и штраф к заявителю применен в минимальном размере.

Довод заявителя о том, что акт проверки составлен в отсутствие представителей общества, судом во внимание не принимается,
поскольку в силу ст. 26.2 акт проверки является одним из доказательств по делу. В материалах дела имеются также и иные доказательства, подтверждающие наличие события правонарушения - протокол, распечатки из сети Интернет, объяснительная руководителя общества. Таким образом сам по себе факт составления акта проверки в отсутствие представителей общества, не может являться безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.

Рассмотрев вопрос о возможности применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд пришел к следующим выводам.

Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в случае, если судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, сочтут, что совершенное правонарушение является малозначительным.

В пунктах 18 и 21 Постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 и от 24.03.2005 N 5 соответственно разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Последствия совершения данного административного правонарушения могут наступить только в будущем времени, размер последствий непредсказуем, возможно, что последствий не будет вообще; несвоевременное обеспечение доступа к информации касается неопределенного круга лиц, следовательно, отсутствуют основания для применения малозначительности правонарушения при данном составе административного правонарушения.

Таким образом, оспариваемое постановлении принято Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе с учетом всех имеющих значение обстоятельств дела, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, размер штрафа (30000 рублей), назначенный административным органом применительно к данным обстоятельствам, является разумным, обоснованным
и достаточным с учетом изложенных в постановлении обстоятельств. Процессуальных нарушений в ходе проведения проверки и привлечения лица к административной ответственности административным органом не допущено.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены не имеется, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований открытого акционерного общества “Стройпластполимер“ отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ПРИСУХИНА Н.Н.