Решения и определения судов

Определение Свердловского областного суда от 06.05.2008 по делу N 33-3498/2008 Предоставление безвозмездной жилищной субсидии членам молодежно-строительных кооперативов в зависимости от количества детей в семье члена МЖСК само по себе не порождает самостоятельных прав детей на эту жилищную субсидию.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 6 мая 2008 г. по делу N 33-3498/2008

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Константиновой О.В.,

судей Панфиловой Л.И.,

Суханкина А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 06 мая 2008 года гражданское дело по иску К. к С. о признании права собственности на пай в МЖСК “Аист“, вселении по кассационной жалобе ответчика на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 26 марта 2008 года, которым постановлено:

вселить К. с малолетним ребенком в спорную квартиру.

Признать К., С. и их малолетнего ребенка, 2006 года рождения, собственниками пая в виде жилищной субсидии в сумме 533 560 рублей в равных долях.

Признать К. собственником 1/2 пая в размере 115 920 рублей и взносов с декабря 2006 года по сентябрь 2007 года в сумме 50 000 рублей, а всего в сумме 82 960 рублей.

Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.И., пояснения С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя истца - Ч. (доверенность от 23 августа 2007 года) относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

К. обратилась в суд с иском к С. (бывшему мужу) о признании за ней и несовершеннолетним ребенком права собственности на пай в МЖСК “Аист“ и вселении в жилое помещение.

В обоснование своих требований указала на следующие обстоятельства: в период их брака, в 2006 году С. как молодой специалист, являющийся работником
бюджетной сферы, был включен в число членов молодежного жилищно-строительного кооператива “Аист“ (далее - МЖСК “Аист“), осуществляющего строительство жилого дома.

6 июля 2006 года между С. и МЖСК “Аист“ заключен договор N 1, по условиям которого кооператив предоставлял ответчику квартиру в г. Верхней Пышме общей площадью 64,4 кв. м, а ответчик взял на себя обязательства по выплате паевых взносов, согласно графику внесения платежей (п. 1.1 договора).

Из совместных средств ими был уплачен первый паевой взнос в сумме 120 000 рублей, что составляет 10% от стоимости квартиры. Наряду с этим в счет оплаты квартиры была перечислена субсидия в размере 533 560 рублей, предоставленная на семью из 3-х человек, с учетом родившегося ребенка, по программе “Молодая семья“, а с декабря 2006 года ежемесячно вносились платежи, предусмотренные графиком, в сумме 5 000 рублей.

В настоящее время пай за квартиру полностью не выплачен, право собственности на квартиру не зарегистрировано.

Однако ей стало известно, что 31 июля 2007 года жилой дом был введен в эксплуатацию, разрешено вселение в жилое помещение и проживание в нем. Между тем ответчик не передает ей ключи от квартиры и не желает ее вселения с ребенком.

Поскольку пай в МЖСК “Аист“ выплачен из совместных средств супругов в период брака с ответчиком, истец считает, что имеет право на пользование спорным жилым помещением, в связи с чем просит вселить ее с несовершеннолетним ребенком в квартиру.

В судебном заседании К. и ее представитель Ч. иск поддержали в полном объеме.

Ответчик С. и его представитель М. с иском не согласились в полном объеме, ссылаясь на то, что членом МЖСК “Аист“ является только С.,
выплаченные в счет пая денежные средства совместной собственностью супругов не являются, так как деньги на первый взнос в сумме 120 000 рублей ему были переданы матерью, оставшуюся сумму по 5 000 рублей он выплачивал самостоятельно, без участия истца. С иском о вселении не согласен ввиду невозможности в настоящее время совместного проживания, так как им создана новая семья.

Представитель МЖСК “Аист“ А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что членом МЖСК “Аист“ является ответчик С., с которым в 2006 году был заключен договор от 06.07.2006 N 1 о предоставлении квартиры в г. Верхней Пышме. С. на 01 апреля 2008 года в качестве паевых взносов внес сумму в размере 729 480 рублей, из которых 195 920 рублей составили собственные средства, 533 560 рублей - субсидия из средств областного бюджета на трех членов семьи. Против раздела пая не возражает.

Представитель Управления социальной защиты г. Верхней Пышмы обратился с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что с иском К. о признании права на часть пая за малолетним ребенком согласен.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

Не согласившись с решением, С. в кассационной жалобе ставит вопрос о его отмене, указывая на то, что суд необоснованно признал за малолетним ребенком право на часть паенакопления в кооперативе. Кроме того, считает необоснованным вывод суда о внесении денежных средств в счет оплаты пая из совместных средств супругов, приводя в кассационной жалобе те же доводы, что и в судебном заседании.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела и установлено судом,
06 августа 2005 года стороны вступили в брак, который решением мирового судьи судебного участка N 1 в г. Верхней Пышме от 03 декабря 2007 года был расторгнут. От брака имеют малолетнего ребенка, 2006 года рождения.

06 июля 2006 года С. заключил с МЖСК “Аист“ договор о долевом участии в строительстве двухкомнатной квартиры в г. Верхней Пышме, согласно которому С. обязался внести 10% от стоимости квартиры в сумме 115 920 рублей и выплачивать паевые взносы согласно графику.

По сообщению председателя молодежного жилищно-строительного кооператива “Аист“ членом МЖСК “Аист“ является С., сумма паевых взносов на 01 апреля 2008 года составляет 729 480 рублей, из которых: 195 920 рублей - собственные средства; 533 560 рублей - жилищная субсидия за счет средств областного бюджета, выданная на трех членов семьи.

Установив при разрешении спора, что первый паевой взнос в размере 115 920 рублей и последующие ежемесячные платежи в период с декабря 2006 года по сентябрь 2007 года в размере 5 000 рублей были внесены С. за счет совместных средств супругов, суд обоснованно, руководствуясь нормами семейного законодательства (ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации), признал за истцом право на 1/2 долю пая МЖСК “Аист“, составляющую 82 960 рублей.

С доводом ответчика о том, что указанные денежные средства принадлежали лично ему и не являлись совместными средствами супругов, судебная коллегия не может согласиться, поскольку в материалах дела соответствующие доказательства отсутствуют.

Между тем судебная коллегия находит заслуживающим внимания довод кассационной жалобы о необоснованном признании права на пай в МЖСК “Аист“ за малолетним ребенком.

Признавая за несовершеннолетним ребенком право на пай, включающий в себя сумму жилищной субсидии в
размере 533 560 рублей, суд исходил из того, что субсидия была предоставлена с учетом малолетнего ребенка.

Однако суд не учел следующее.

Согласно ст. 125 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок и условия внесения паевого взноса членом жилищного кооператива определяются уставом жилищного кооператива.

Частью второй данной нормы права предусматривается, что пай может принадлежать одному или нескольким гражданам либо юридическим лицам.

Постановлением Правительства Свердловской области от 01 ноября 2004 года N 1030-ПП “О поддержке развития молодежных жилищно-строительных кооперативов“ (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 24 мая 2006 года N 428-ПП, от 29 января 2007 года N 61-ПП) утверждены Правила предоставления безвозмездных жилищных субсидий членам молодежных жилищно-строительных кооперативов.

В соответствии с указанными Правилами субсидии предоставляются членам МЖСК - молодым семьям, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет на дату регистрации МЖСК в установленном порядке и один из супругов работает в бюджетном учреждении, постоянно проживает на территории населенного пункта Свердловской области, где ведется строительство дома МЖСК, и признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (ст. 3).

Субсидия члену МЖСК предоставляется в размере, определяемом исходя из расчетной стоимости жилого помещения, а также в зависимости от количества детей в семье члена МЖСК (ст. 5).

Из анализа приведенных правовых норм право на жилищную субсидию возникает непосредственно у члена молодежного жилищно-строительного кооператива при наличии указанных обстоятельств.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, жилищная субсидия в размере 533 560 рублей предоставлялась ответчику С. как члену МЖСК “Аист“ на семью, состоящую из 3-х человек.

Из договора N 1 от 06 июля 2006 года усматривается, что право собственности у С.
возникнет после полной выплаты стоимости квартиры (пая).

При таких обстоятельствах, поскольку жилищная субсидия предоставлена ответчику в период брака с истцом, данная сумма в силу положений ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации относится к совместной собственности супругов. Поэтому право на нее приобрели оба супруга в равных долях.

То обстоятельство, что жилищная субсидия была предоставлена С. с учетом ребенка, само по себе не порождает самостоятельного права ребенка на нее.

В связи с чем судебная коллегия считает решение суда в части признания за несовершеннолетним ребенком права на жилищную субсидию в размере 1/3 доли подлежащим отмене.

В связи с изложенным, руководствуясь ст. 360, абз. 4 ст. 361, ст. 366, ст. 367 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 26 марта 2008 года в части признания за малолетним ребенком, 2006 года рождения, права на долю в виде жилищной субсидии отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований в этой части, признав право на жилищную субсидию в размере 533 560 рублей за К. и С. в равных долях, в остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

КОНСТАНТИНОВА О.В.

Судьи

ПАНФИЛОВА Л.И.

СУХАНКИН А.Н.