Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.03.2008 по делу N А60-1041/2008-С5 Поскольку действующим законодательством включение в состав земель специального назначения в границах муниципального образования зон связи законодательством не предусмотрено, решение налогового органа, которым начислены пени и предложено уплатить сумму авансового платежа по земельному налогу, признано судом недействительным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2008 г. по делу N А60-1041/2008-С5

Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 19 марта 2008 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Г. Филипповой при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия “Российская телевизионная и радиовещательная сеть“ (филиал “Свердловский ОРТПЦ“)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга)

о признании недействительным ненормативного акта.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Федеральное государственное унитарное предприятие “Российская телевизионная и
радиовещательная сеть“ (филиал “Свердловский ОРТПЦ“) просит признать недействительным решение ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга N 3473 от 18.12.2007 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга просит в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь при этом на то, что, исходя из категории, вида разрешенного использования земли, находящейся в введении Федерального государственного унитарного предприятия “Российская телевизионная и радиовещательная сеть“ (филиал “Свердловский ОРТПЦ“), земельный участок относится к землям специального назначения, следовательно, при исчислении земельного налога применяется налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земли.

Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга 24.10.2007 проведена камеральная налоговая проверка уточненного (корректирующего) налогового расчета “Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу“, представленного Федеральным государственным унитарным предприятием “Российская телевизионная и радиовещательная сеть“ (филиал “Свердловский ОРТПЦ“) за 1 квартал 2006 года, в ходе которой была выявлена неуплата (неполная уплата) авансового платежа за 1 квартал 2006 года.

По результатам проверки было принято решение N 3473 от 18.12.2007 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым начислены пени по состоянию на 18.12.2007 в сумме 877652 руб. 66 коп. и предложено уплатить сумму авансового платежа в размере 8029759 руб. 00 коп.

Основанием для начисления послужил вывод налогового органа о неправильном применении Федеральным государственным унитарным предприятием “Российская телевизионная и радиовещательная сеть“ (филиал “Свердловский ОРТПЦ“) ставки при расчете налога за земельный участок площадью 1669293 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 99. При этом налоговый орган исходил из того, что указанный земельный участок относится к землям специального
назначения, для которых установлена ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости земли.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу положений пункта 2 статьи 387, подпункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом пунктом 2 статьи 394 Налогового кодекса РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Категории земель перечислены в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 названной статьи земли, указанные в п. 1, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

Как определено п. 1 ст. 7 ЗК РФ, земли поселений образуют отдельную категорию.

Также отдельную категорию образуют земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Земли специального назначения могут входить в состав земель поселений в форме территориальных зон согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ.

На территории муниципального образования город Екатеринбург ставки земельного налога установлены решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3. Так, в соответствии с данным решением к земельным участкам, отнесенным к землям специального назначения, применяется ставка земельного налога в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка. К
прочим земельным участкам и долям в праве на земельный участок применяется ставка 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка.

Из содержания кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 66:41:0109071:0009 следует его отнесение к категории земель - земли поселений, разрешенное использование (назначение) - земли предприятий связи.

Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов (поселений) могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Виды и состав территориальных зон определены статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Таким образом, действующим законодательством включение в состав земель специального назначения в границах муниципального образования зон связи законодательством не предусмотрено.

Довод инспекции о том, что в данном случае необходимо применять положения статьи 87 Земельного кодекса, судом отклоняется, исходя из следующего.

В соответствии с названной статьей землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые
возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земли связи и иного специального назначения наряду с землями поселений в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Поскольку земельный участок, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 99, находится в черте города Екатеринбурга, положения статьи 87 ЗК РФ к регулированию указанных отношений неприменимы.

Судом установлено, что предприятие является пользователем земельного участка по адресу: г. Екатеринбург, просп. Космонавтов, 99. Согласно кадастровому плану земельного участка земельный участок входит в категорию “земли поселений“, его разрешенное использование - земли предприятий связи.

Согласно подп. 9 п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к иным территориальным зонам. Подпункт 7 указанной статьи к землям поселений относит и территориальные зоны специального назначения.

Таким образом, в решении Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3 в редакции, действовавшей с 01.01.2006, имелись неустранимые сомнения, противоречия и неясности, которые следует толковать в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации). Разъяснения Земельного комитета администрации г. Екатеринбурга от 17.08.2006 N 23.1-19/7/3519 не могут дополнять акты законодательства о налогах и сборах, в том числе и в части установления ставок налога для различных территориальных зон. Последующие изменения в решение Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 N 14/3, вступившие в силу с 01.01.2007, также свидетельствуют о существовавших в 2006 г. неясностях в данном законодательном акте.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные Федеральным
государственным унитарным предприятием “Российская телевизионная и радиовещательная сеть“ (филиал “Свердловский ОРТПЦ“) требования удовлетворить.

2. Признать недействительным решение ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга N 3473 от 18.12.2007 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга в пользу Федерального государственного унитарного предприятия “Российская телевизионная и радиовещательная сеть“ (филиал “Свердловский ОРТПЦ“) 2000 рублей 00 копеек в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

ФИЛИППОВА Н.Г.