Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.02.2008 по делу N А60-13591/2007-С2 Исковое требование о взыскании процентов за пользование денежными средствами, начисленных на неосновательное обогащение, судом удовлетворено частично в связи с уменьшением периода начисления: так как денежные средства передавались в безналичной форме, приобретатель должен был узнать о неосновательности их получения с момента, когда он мог получить сведения об ошибочном перечислении средств.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 февраля 2008 г. по делу N А60-13591/2007-С2

Резолютивная часть решения объявлена 28.01.2008 г.

Полный текст решения изготовлен 04.02.2008 г.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.В. Абознова,

при ведении протокола судебного заседания судьей О.В. Абозновой,

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Российской Федерации в лице Территориального Управления Росимущества по Свердловской области

к Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом, Министерства финансов Свердловской области и Муниципальному образованию Сысертский городской округ в лице Администрация муниципального образования

третье лицо: Управление Федерального казначейства по Свердловской области

о взыскании 476943 руб. 26 коп. (с учетом последнего уточнения)

при участии в судебном заседании:

от истца: Хохлова О.С. по
доверенности N АЛ-160 от 15.01.2007 г.,

от ответчика: от МУГИСО - Коновалова Э.В. по доверенности N 78-9225 от 15.08.2007 г.,

от третьего лица: Олефир С.Г. по доверенности N 13-17/45у от 30.03.2007 г.

Российская Федерация в лице Территориального Управления Росимущества по Свердловской области обратилось с исковым заявлением к Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, Министерству финансов Свердловской области, а также к Муниципальному образованию Сысертский городской округ в лице Администрации Муниципального образования о взыскании 476943 руб. 26 коп., из которых 370042 руб. 26 коп. сумма неосновательного обогащения, полученного областным и местным бюджетом в качестве платы за использование земельного участка, право собственности Российской Федерации на который зарегистрировано в установленном порядке, 106901 руб. 10 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.

В судебном заседании истцом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявлено ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания неосновательного обогащения в сумме 370042 руб. 26 коп. в связи с добровольным перечислением денежных средств в указанном размере в доход федерального бюджета. Учитывая, что отказ от иска в данной части не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов иных лиц, отказ от иска в части долга арбитражным судом принят.

Учитывая, что истец настаивает на рассмотрении оставшейся части исковых требований, принимая во внимание отказ истца от взыскания суммы основного долга, дело рассмотрено по существу в части требований о взыскании из бюджета муниципального образования и бюджета области процентов за пользование денежными средствами в пользу федерального бюджета.

Ответчик - Министерство финансов Свердловской области, исковые требования не признало, указав, что Минфин области не
может быть надлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку основанием иска являются действия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, являющегося администратором доходов областного бюджета, по отказу в зачете части сумм арендной платы, ошибочно поступивших в доход областного бюджета, и соответственно, право истца на получение сумм неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами. Министерство финансов Свердловской области, являясь уполномоченным органом по исполнению судебных решений об обращении взыскания на средства областного бюджета, не имело каких-либо обязанностей по отношению к истцу в рамках правоотношений по администрированию доходов от уплаченных ОАО “Уральский приборостроительный завод“ сумм арендной платы и их зачету.

Ответчик, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, требования истца не признало, указав на невозможность применения к данным отношениям норм ст. 1102 и 1107 Гражданского кодекса РФ, поскольку ответчик полагает, что имущество (денежные средства) поступили в бюджет области и в бюджет муниципального образования на законных основаниях. Кроме того, ответчик указывает, что никаких обязательственных отношений между ТУ ФАУФИ России и Мингосимуществом Свердловской области не имеется, возникшие между сторонами отношения являются межбюджетными и регулируются бюджетным законодательством, в связи с чем применение мер ответственности в виде взыскания процентов за пользование денежными средствами невозможно.

По мнению третьего лица положения п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации о взыскании процентов за неправомерное пользование денежными средствами по данным исковым требованиям применению не подлежат, поскольку данные денежные средства были перечислены в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и ответчики ими не пользовались.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца и ответчика, суд

установил:

между Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (действовавшим на правах
территориального органа Мингосимущества Российской Федерации) и ОАО “Уральский приборостроительный завод“ заключен договор аренды земельного участка N 191 от 17.12.2003 г., по которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 158987 кв. м., расположенный в Свердловской области, Сысертском районе, 25 км. Челябинского тракта с кадастровым номером 66:25:03 06 003:0003, с разрешенным использованием под объект промышленности (производственная база). Срок аренды установлен с 17.12.2003 г. по 17.12.2052 года.

Согласно свидетельству о государственной регистрации, право собственности на земельный участок площадью 158987 кв. м с кадастровым номером 66:25:03 06 003:0003 зарегистрировано 28.11.2003 г. за Российской Федерацией.

В п. 4 приложения к указанному договору аренды сторонами указаны реквизиты, на которые должны осуществляться платежи. Вместе с тем, Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, в нарушение Федерального закона от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации в РФ“ были указы неверные реквизиты для перечисления арендной платы - вместо КБК 2010231 (приложение N 1 к ФЗ от 15.081996 г. N 115-ФЗ в редакции ФЗ от 6.05.2003 г. N 53-ФЗ) указан КБК 2010202.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ после разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от установленного права собственности на земельные участки.

На основании письма Территориальным управлением Росимущества по Свердловской области от 01.12.2004 г. N АЛ-4734, 22.12.2004 г., арендатором была погашена задолженность по договору аренды
земельного участка за период с 01.01.2004 г. по 30.11.2004 г. в размере 581 494 руб. 98 коп., что подтверждается платежным поручением N 311 от 22.12.2004 г. Денежные средства за пользование земельным участков были перечислены ОАО “Уральский приборостроительный завод“ платежным поручением N 311 от 22.12.2004 г. с указанием кода бюджетной классификации 2010202.

Таким образом, поскольку в поле назначения платежа был указан ненадлежащий код бюджетной классификации, денежные средства в федеральный бюджет не поступили.

В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 26.12.2003 г. N 429 доходы, поступившие на счета федерального казначейства (Управление Федерального казначейства по Свердловской области указано в платежном поручении N 311 в качестве получателя денежных средств) с указанным кодом бюджетной классификации подлежали учету и распределению между бюджетом Свердловской области и бюджетом муниципального образования “Сысертский район“. При этом в соответствии с инструкцией 116н от 16.12.2004 г. органы федерального казначейства группируют поступления за операционный день по кодам бюджетной классификации и распределяют сгруппированные по кодам бюджетной классификации поступления между бюджетами. Суммы поступлений за операционный день, сгруппированные по кодам бюджетной классификации, подлежат распределению между бюджетами в соответствии с нормативами отчислений, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.

Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, на основании писем истца произведен зачет на сумму 211 452 руб. 72 коп., что подтверждается письмом от 16.12.2005 г. N 78-10565. Таким образом, денежные средства, поступившие за использование земельного участка, являющегося федеральной собственностью, распределены между бюджетом Свердловской области (50%) и бюджетом муниципального образования Сысертский район (50%), что соответственно (за минусом зачтенных денежных средств) составляет:

- бюджет Свердловской области - 185021,13 рублей;

- бюджет Муниципального образования Сысертский городской
округ 185021,13 рублей.

Поскольку право собственности РФ на земельный участок, являющийся объектом аренды, возникло ранее заключения договора аренды земельного участка N 191 от 17.12.2003 г., в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ арендодателем по данному договору является Российская Федерация, которую до момента создания ТУ Росимущества по Свердловской области представляло Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Отношения, связанные с предоставлением в аренду имущества и получения арендной платы, в том числе недвижимого имущества и земельных участков, являются гражданско-правовыми отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом РФ. Порядок распределения поступающей платы за пользование государственным имуществом определяется специальным законодательством, однако, в целом к отношениям таких субъектов гражданского права как Российская Федерация, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются нормы Гражданского кодекса РФ (ст. 124, 125 Гражданского кодекса РФ). Бюджетный кодекс РФ применяется к отношениям между участниками бюджетного процесса (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ). В данном случае спорные отношения носят гражданско-правовой характер, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, поскольку арендная плата, не поступившая в федеральный бюджет, а зачисленная в бюджет области и в муниципальный бюджет, является для Свердловской области и Муниципального образования Сысертский городской округ суммой неосновательно полученных денежных средств, подлежащих возврату в бюджет Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Учитывая, что арендная плата за использование федерального имущества должны была поступить в бюджет Российской Федерации, а фактически поступила в бюджет
области и муниципальный бюджет, требования истца о возврате денежных средств как неосновательно полученных ответчиками являются правомерными, поскольку получены в отсутствие какого-либо правового основания, и в силу ст. 1102 Гражданского кодекса РФ являются неосновательным обогащением за счет истца.

В соответствии с нормами ст. 1107 Гражданского кодекса РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Вместе с тем, суд счел обоснованным возражения ответчика относительно периода начисления. Истец просит начислить проценты за период с 23.12.2004 г. то есть со дня, следующего за днем распределения денежных средств органами федерального казначейства.

Вместе с тем, в соответствии с п. 30 Порядка учета Федеральным Казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2004 г. N 116н) взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений.

Таким образом, органы Федерального казначейства самостоятельно не вправе уточнять принадлежность поступлений к виду доходов. В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утв. Приказом Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н) обязанность по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятию решений
о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним возложена на администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Так как денежные средства передавались в безналичной форме, приобретатель должен был узнать о неосновательном получении средств с момента, когда он мог получить сведения об ошибочном получении средств. Письмом от 28.02.2005 г. N АЛ-852 истец уведомил Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области об ошибочном перечислении денежных средств, следовательно, начисление процентов за пользование чужими денежными средствами следует производить с 28.02.2005 г.

На основании изложенного, расчет процентов за пользование чужими денежными средствами подлежит корректировке за счет уменьшения периода начисления с 28.02.2005 г. по 13.11.2007 г. Из расчета ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 10% годовых сумма процентов составила 100014 руб. 18 коп., которая подлежит взысканию соответственно с казны Свердловской области в сумме 50007 руб. 09 коп., с казны Сысертского городского округа в сумме 50007 руб. 09 коп.

Органом, уполномоченным исполнять решения о взыскании денежных средств с казны муниципального образования Сысертского городского округа является Администрация данного муниципального образования. Согласно ст. 30, 31 Устава Сысертского городского округа (утв. Решением Сысертского районного совета от 16.06.2005 г. N 81), администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных Уставом, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области. К числу вопросов местного значения отнесено в том числе и формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа, а также контроль за исполнением данного бюджета. Таким образом, поскольку к ведению Администрации Сысертского городского отнесено формирование и
исполнение местного бюджета, следовательно, указанный орган является надлежащим финансовым органом, уполномоченным исполнять решения о взыскании с казны муниципального образования денежных средств.

Органом, уполномоченным исполнять решения о взыскании с казны Свердловской области процентов за пользование денежными средствами, является Министерство финансов Свердловской области. Учитывая, что уплата процентов за пользование денежными средствами иного лица является мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение денежного обязательства, принимая во внимание, что денежные обязательства возникают не только в силу договоров, но и вследствие неосновательного обогащения - гл. 60 Гражданского кодекса РФ (в связи с чем судом отклонен довод МУГИСО об отсутствии между истцом и ответчиком каких либо денежных обязательств), учитывая также, что и у муниципального образования, и у субъекта Федерации возникла обязанность по возврату денежных средств в федеральный бюджет, а также принимая во внимание положения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 22.06.2006 г., денежные средства взыскиваются со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области.

Что касается заявленных Министерством финансов Свердловской области возражений относительно отсутствия у Министерства финансов статуса надлежащего ответчика, то указанные возражения судом также отклонены. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 27.03.2007 г. N 241-ПП Министерство финансов Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по управлению средствами областного бюджета, на который также возложены функции по ведению сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств областного бюджета. Сведений о том, на какой орган возложены функции главного распорядителя областного бюджета по коду “доходы от арендной платы за не разграниченные земельные участки“ Министерством финансов Свердловской области в нарушение норм ст.
65 АПК РФ не представлено. Таким образом, взыскание производится за счет казны в лице финансового органа Свердловской области - Министерства финансов Свердловской области.

Госпошлина подлежит взысканию с ответчиков в пользу истца на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

1. Иск удовлетворить частично.

Взыскать со Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области за счет казны Свердловской области в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области 50007 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 5439 руб. 73 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

Взыскать с Муниципального образования Сысертский городской округ в лице Администрации Сысертского городского округа за счет казны Сысертского городского округа в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области 50007 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 5439 руб. 73 коп. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья

АБОЗНОВА О.В.