Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.12.2008 N Ф08-7832/2008 по делу N А63-3370/2008-С6 Управление обоснованно признало отсутствующей доступную для потребителя информацию о существенных условиях предоставления кредита, указанную в рекламе мелким шрифтом, и правомерно привлекло общество к ответственности по статье 14.3 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2008 г. N Ф08-7832/2008

Дело N А63-3370/2008-С6

Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2008.

Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Паймаковой Л.В. и Яценко В.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Электрик Плаза“ - Тимофеева Д.А. (доверенность от 09.01.2008), от заинтересованного лица - управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Жукова И.А. (доверенность от 25.07.2008), Силичева М.В. (доверенность от 29.01.2008), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Электрик Плаза“ на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27 июня 2008 года (судья Быкодорова
Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2008 года (судьи Баканов А.П., Сулейманов З.М., Жуков Е.В.) по делу N А63-3370/2008-С6, установил следующее.

ООО “Электрик Плаза“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 05.03.2008 N 1 по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 40 тыс. рублей штрафа.

Определением от 11 апреля 2008 года дело передано по подсудности в Арбитражный суд Ставропольского края.

Решением суда от 27 июня 2008 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24 сентября 2008 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что действия общества образуют состав административного правонарушения.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы общество указывает на то, что установленная им реклама не нарушает права потребителей, является надлежащей, поскольку в ней указаны все существенные условия.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в ходе осуществления государственного контроля за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов, управлением выявлен факт распространения обществом ненадлежащей рекламы, размещенной в г. Ставрополе на щите с предложением покупки электронной (бытовой) техники в кредит, следующего содержания: “Ваша мечта в кредит 0%,
за наш счет*, 26.11 - 23.12, ТЕХНО СИЛА, www.tehnosila.ru“. При этом информация “Кредит 0-0-24 предоставляется Банком РК “Ренессанс Капитал“ (ООО), лицензия Банка России на осуществление банковских операций от 30.03.2004 N 3354. Условия кредита: 0% первый взнос, комиссия 0%, ставка по кредиту 11% годовых, срок кредита 24 месяца, сумма кредита от 3 тыс. до 150 тыс. рублей, досрочное погашение возможно через 3 месяца без комиссии. В рамках акции организация полностью компенсирует покупателю всю сумму процентов, подлежащих уплате банкам, предоставляя скидку на товар, приобретенный в кредит. Размер расходов клиента, связанный с погашением кредита, зависит от выбора способа его погашения и тарифов обслуживающих организации, например: при погашении кредита через почтовые отделения с заемщика будет взиматься тариф в размере 0,83% с НДС, но не менее 11 рублей 80 копеек. Перевод в любом банке от 0,2 до 3% от суммы перевода. Срок акции 26 ноября - 23 декабря 2007 года. Товар сертифицирован. Количество товара ограничено. Подробности акции в магазинах Техносила и на сайте www.tehnosila.ru“. Sony - зарегистрированный товарный знак, права на который принадлежат акционерному обществу Сони Токио Япония“ указана под сноской в левом нижнем углу на рекламном щите гораздо меньшим шрифтом.

Посчитав, что информация на рекламных щитах указанная звездочкой нераспознаваема без специальных приспособлений, управление пришло к выводу о том, что потребители данной рекламы не были проинформированы об условиях предоставления кредита.

В отношении общества вынесено определение от 10.01.2008 N 1 возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2008 N 10. По результатам проведения административного расследования в отношении
общества вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса в виде 40 тыс. рублей штрафа.

Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, выразившегося в нарушении законодательства о рекламе.

В соответствии со статьей 14.3 Кодекса нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ (далее - Закон) реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Ненадлежащей рекламой признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 28, пунктом 3 части 4 статьи 5, частью 7 статьи 5 Закона несет рекламодатель.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что общество рекламирует потребительское кредитование для покупки отдельных видов товаров.

В части 3 статьи 28 Закона указано, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения
или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Исследовав материалы дела, суд установил, что особенности размещения рекламы (месторасположение над проезжей частью дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги по заявленной цене, а также высота расположения рекламной растяжки) лишают возможности потребителей получить полный текст рекламы, делая доступным только основной текст: “Ваша мечта в кредит 0%, за наш счет*, 26.11 - 23.12, ТЕХНО СИЛА, www.tehnosila.ru“, а иные существенные условия предоставления кредита являются недоступными для потребителя. Информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, не была доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем потребитель вводился в заблуждение в отношении стоимости предлагаемой услуги (кредитования) и возможностей ее получения.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что управление обоснованно признало отсутствующей доступную для потребителя информацию о существенных условиях предоставления кредита, указанную в рекламе мелким шрифтом, и правомерно привлекло общество в ответственности по статье 14.3 Кодекса. Суд установил, что порядок привлечения общества к административной ответственности управлением соблюден.

В кассационной жалобе общество фактически просит переоценить доказательства по делу, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27 июня 2008 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2008 года по делу N А63-3370/2008-С6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В.МАЦКО

Судьи

Л.В.ПАЙМАКОВА

В.Н.ЯЦЕНКО