Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.11.2008 N Ф08-7187/2008 по делу N А61-861/07-14 Суд не установил нарушений налоговым органом сроков для бесспорного взыскания задолженности либо иных нарушений процедуры взыскания в бесспорном порядке. Обращение налогового органа в суд о взыскании доначисленных сумм само по себе не свидетельствует о незаконности ненормативных актов по бесспорному взысканию задолженности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2008 г. N Ф08-7187/2008

Дело N А61-861/07-14

Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2008 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2008 г.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Пальцевой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Фаюр-Союз“, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Владикавказу - Бугаенко В.В. (доверенность от 17.11.2008), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Владикавказу
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.08.2008 по делу N А61-861/07-14 (судья Джиоев З.П.), установил следующее.

ООО “Фаюр-Союз“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Владикавказу (далее - налоговая инспекция) от 14.06.2007 N 120 и постановления от 14.06.2007 N 118 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов в сумме 313 365 462 рублей 58 копеек, указанной в требовании от 15.01.2007 N 10958, за счет имущества налогоплательщика (уточненные требования).

Решением суда от 24.07.2007 признаны недействительными решение налоговой инспекции от 14.06.2007 N 120 и постановление от 14.06.2007 N 118 в пределах 313 365 рублей 58 копеек, указанных в требовании от 15.01.2007 N 10958. В части требования о признании незаконными действий должностных лиц налоговой инспекции по принятию и исполнению решения от 14.06.2007 N 120 и постановления от 14.06.2007 N 118 производство по делу прекращено в связи с отказом от требований.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.11.2007 решение суда отменено в части признания недействительными решения налоговой инспекции от 14.06.2007 N 120 и постановления от 14.06.2007 N 118, в этой части в удовлетворении требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.06.2008 судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания. Суд кассационной инстанции признал выводы судов не соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Суд апелляционной инстанции, указав, что в решении от 29.12.2006 N 24 сделан оценочный вывод о недействительности договора поставки от 16.06.2005 и данный вывод не меняет юридическую квалификацию сделки,
не оценил доводы общества, касающиеся вопроса переквалификации сделок, с учетом постановлений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ и от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды“. Вывод суда первой инстанции о нарушении налоговой инспекцией статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации сделан без оценки имеющихся в деле доказательств и анализа изданных налоговой инспекцией ненормативных актов.

Решением суда от 20.08.2008 заявленные требования удовлетворены. Суд указал, что взыскание доначисленных в связи с изменением юридической квалификации сделок (деятельности) налогоплательщика налогов и пеней должно производиться в судебном порядке. Учитывая, что в производстве Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания находится дело N А61-77/07-4 по заявлению общества о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания от 29.12.2006 N 24, а также встречное заявление налогового органа о взыскании с общества 372 977 400 рублей налогов, пеней и штрафов, требования заявителя по настоящему делу подлежат удовлетворению.

В апелляционном порядке решение суда не проверялось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 20.08.2008 и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, материалами дела не подтверждается, что обязанность общества уплатить налог установлена налоговым органом на основании изменения юридической квалификации сделок. Вывод суда о нарушении налоговым органом статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации сделан не на основе оценки изданных заинтересованным лицом ненормативных правовых актов, в частности решения от 29.12.2006 N 24, а со ссылкой на подачу Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия -
Алания в рамках дела N А61-77/07-4 заявления о взыскании налогов, пеней и штрафных санкций.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что решение суда от 20.08.2008 следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку общества, по результатам которой составила акт от 20.11.2006 N 51. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания от 29.12.2006 N 24 обществу доначислено 372 977 400 рублей налогов, пеней и штрафов.

В адрес общества выставлены требования от 15.01.2007 N 10958 об уплате 298 033 300 рублей налогов, 15 337 500 рублей пеней, N 267 об уплате налоговых санкций. В связи с неисполнением требования от 15.01.2007 N 10958 налоговая инспекция вынесла решение от 14.06.2007 N 120 и постановление от 14.06.2007 N 118 о взыскании задолженности в сумме 313 365 462 рублей 58 копеек за счет имущества общества.

В порядке статей 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в суд о признании недействительными решения от 14.06.2007 N 120 и постановления от 14.06.2007 N 118.

Удовлетворяя заявленные требования, суд не выполнил указания суда кассационной инстанции и не учел следующее.

Определением арбитражного суда от 25.01.2007 по делу N А61-77/07-4 принято к производству заявление общества о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания от 29.12.2006 N 24. Налоговый орган обратился со встречным заявлением о взыскании с общества 372 977 400 рублей налогов, пеней и штрафов.

По настоящему
делу обществом заявлено требование о признании недействительными решения налоговой инспекции от 14.06.2007 N 120 и постановления от 14.06.2007 N 118 о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов в сумме 313 365 462 рублей 58 копеек, указанной в требовании от 15.01.2007 N 10958, за счет имущества налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса (пункт 2 статьи 45 Кодекса).

Совокупность указанных норм свидетельствует о том, что принудительное взыскание налога и пени связано с установлением действительной обязанности налогоплательщика по его уплате.

Поскольку решение от 14.06.2007 N 120 и постановление от 14.06.2007 N 118 вынесены налоговым органом на основании решения от 29.12.2006 N 24, то вывод суда об удовлетворении заявления о признании недействительными решения от 14.06.2007 N 120 и постановления от 14.06.2007 N 118 в оспариваемой части без оценки законности решения от 29.12.2006 N 24 не может быть признан соответствующим фактическим обстоятельствам дела.

Правомерность принятия решения от 29.12.2006 N 24 является предметом рассмотрения по делу N А61-77/07-4. Следовательно, вопрос о наличии или отсутствии у общества обязанности уплатить налоги в связи с
изменением налоговым органом на основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации юридической квалификации сделок подлежит выяснению в рамках названного дела.

Суд не принял во внимание и не оценил взаимосвязь предметов спора по делу N А61-77/07-4 и по настоящему делу, не исследовал вопрос о наличии либо отсутствии факта переквалификации сделок, на что указывал суд кассационной инстанции при направлении дела на новое рассмотрение.

В силу пункта 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, конституционным (уставным) судом субъекта Российской Федерации, судом общей юрисдикции, арбитражным судом.

Согласно статье 145 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делу приостанавливается в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 143 и пунктом 5 статьи 144 Кодекса, до вступления в законную силу судебного акта соответствующего суда.

Вывод суда об удовлетворении заявленных требований со ссылкой на предмет спора по делу N А61-77/17-4 сделан без учета фактических обстоятельств дела и приведенных норм права.

Суд не установил нарушений налоговой инспекцией сроков для бесспорного взыскания задолженности либо иных нарушений процедуры взыскания в бесспорном порядке. Обращение налоговой инспекции в суд о взыскании доначисленных сумм само по себе не свидетельствует о незаконности ненормативных актов по бесспорному взысканию задолженности.

При таких обстоятельствах решение суда от 20.08.2008 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.

При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть указания суда кассационной инстанции и применить нормы права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.08.2008 по делу N А61-861/07-14 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.Н.ДОРОГИНА

Судьи

Т.Н.ДРАБО

И.В.ПАЛЬЦЕВА