Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.10.2008 N Ф08-6409/08-2288А по делу N А53-11064/2008-С4-10 Установив при рассмотрении дела отсутствие у общества утвержденной на момент проведения проверки программы по организации и проведению производственного контроля, суд сделал неправильный вывод о неподтверждении материалами дела нарушения обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 октября 2008 г. N Ф08-6409/08-2288А

Дело N А53-11064/2008-С4-10

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Яценко В.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Шапочка О.А., в отсутствие заявителя - закрытого акционерного общества “Дон-Строй“, заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2008 по делу N А53-11064/2008-С4-10 (судья Кондратенко Т.И.), установил следующее.

ЗАО “Дон-Строй“ (далее -
общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - управление) от 26.06.2008 N 2577 о привлечении общества к ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 20 тыс. рублей штрафа.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2008 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд сделал вывод об отсутствии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не пересматривались.

Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 08.08.2008 и указывает на обоснованность привлечения общества к ответственности по статье 6.3 Кодекса в силу необходимости проведения медицинских осмотров сотрудников, работа которых профессионально связана с эксплуатацией персональных электронно-вычислительных машин.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании распоряжения от 07.04.2008 N 001118 сотрудники управления 23.05.2008 провели проверку соблюдения обществом требований Федерального закона от 03.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ (далее - Закон N 52-ФЗ). В ходе проверки выявлены нарушения статей 11, 25 Закона N 52-ФЗ и пунктов 1.9, 13.1 СанПиН 2.2.3.1384-03 “Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ“: не организован производственный контроль за соблюдением условий труда и трудового процесса по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности труда; обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические
медицинские осмотры работающих не проведены (личные медицинские книжки и заключительный акт по результатам медицинского осмотра работающих на предприятии не представлены).

По результатам проверки составлены акт обследования от 23.05.2008 и протокол об административном правонарушении от 23.05.2008; постановлением от 26.06.2008 N 2577 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса, сумма назначенного штрафа составила 20 тыс. рублей.

Общество обжаловало указанное постановление в арбитражный суд.

На основании статьи 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; в силу пункта 3 статьи 39 указанного Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры (далее - медицинские осмотры) (статья 34 Закона N 52-ФЗ, пункт 13.1 СанПиН 2.2.3.1384-03, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.06.2003 N 141).

Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации определяет категории работников, подлежащих медицинским осмотрам:

- работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных
заболеваний;

- работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Материалы дела свидетельствуют, что ЗАО “Дон-Строй“ выполняет функции заказчика при строительстве зданий и сооружений, оказывает сопутствующие услуги, следовательно, работники общества не подпадают под категории, указанные в статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). В данном Перечне также не указаны работы, осуществляемые обществом.

В соответствии с пунктом 1.9 Гигиенических требований к организации строительного производства и строительных работ “Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.3.1384-03“, утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.06.2003 N 141, работодатель в соответствии с действующим законодательством должен:

- обеспечить соблюдение требований санитарных правил в процессе организации и производства строительных работ;

- обеспечить организацию производственного контроля за соблюдением условий труда и трудового процесса по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности труда;

- разработать и внедрить профилактические мероприятия по предупреждению воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работников с обеспечением инструментальных исследований и лабораторного контроля.

Пунктом 13.1 указанных СанПиН установлено, что в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с условиями труда, работники, занятые в строительном производстве, должны проходить обязательные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (освидетельствования).

Таким образом, законодатель обязывает работников строительного производства и строительных работ проходить периодические медицинские осмотры.

Как указано ранее, общество осуществляет функции заказчика
при строительстве зданий и сооружений, оказывает сопутствующие услуги. Деятельность по строительству зданий и сооружений общество не ведет, работники общества не участвуют непосредственно в строительном производстве и не выполняют строительные работы. По адресу проведения проверки располагается офисное здание ЗАО “Дон-Строй“.

На основании данных обстоятельств суд сделал вывод об отсутствии у общества обязанности по организации и проведению медицинских осмотров сотрудников и оформлению личных медицинских книжек.

В соответствии со статьей 32 Закона N 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль производится в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (часть 2 статьи 32 Закона N 52-ФЗ).

Согласно пункту 1.5 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий“ (далее - Санитарные правила СП 1.1.1058-01) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания и результатов лабораторных исследований и испытаний, выполняемых центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в рамках осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Лабораторные исследования и испытания
осуществляются юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке (пункт 2.5 Санитарных правил СП 1.1.1058-01).

Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Разработанная программа (план) производственного контроля согласовывается главным врачом (заместителем главного врача) центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью юридического лица, и утверждается руководителем организации (пункт 2.6 Санитарных правил СП 1.1.1058-01).

В силу пункта 2.7 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

3 июня 2008 года, после проверки и составления протокола общество утвердило программу по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (л. д. 9 - 14).

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.

Установив при рассмотрении дела отсутствие у общества утвержденной на момент проведения проверки программы по организации и проведению производственного контроля, суд первой инстанции сделал неправильный вывод о неподтверждении материалами дела
нарушения обществом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в неорганизации производственного контроля за соблюдением условий труда и трудового процесса по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности труда.

Суд кассационной инстанции отклоняет доводы жалобы о необходимости проведения медицинского осмотра сотрудников общества в связи с их работой на персональных электронно-вычислительных машинах, поскольку довод не заявлялся управлением при рассмотрении дела в суде первой инстанции, из материалов о привлечении общества к административной ответственности не следует, что общество привлекалось к административной ответственности по указанным основаниям.

Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, однако его выводы не соответствуют установленным обстоятельствам, в связи с этим суд кассационной инстанции полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отказать в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.08.2008 по делу N А53-11064/2008-С4-10 отменить.

В удовлетворении заявления отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

В.Н.ЯЦЕНКО

Судьи

Т.В.ПРОКОФЬЕВА

О.А.ШАПОЧКА