Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.10.2008 N Ф08-5731/2008 по делу N А63-14573/07-С3-13 Возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом о защите инвалидов, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2008 г. N Ф08-5731/2008

Дело N А63-14573/07-С3-13

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Калашниковой М.Г. и Кухаря В.Ф., в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края “Ставрополькрайводоканал“, ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, Управления труда и социальной защиты населения Ставропольского края, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2008 (судья Сергеев М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного
суда от 01.08.2008 (судьи Мельников И.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу N А63-14573/08-С3-13, установил следующее.

ГУП Ставропольского края “Ставрополькрайводоканал“ (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Минфину России, Минфину Ставропольского края, УФК по Ставропольскому краю, Управлению труда и социальной защиты населения Ставропольского края и Управлению труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации о взыскании 103 692 рублей 20 копеек (уточненные требования) убытков, возникших в связи с предоставлением в декабре 2004 года Ставропольского края 50-процентной льготы по оплате водоснабжения и водоотведения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов по Предгорному району, в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон о защите инвалидов).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2008, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008, Минфин России заменен на надлежащего ответчика - Российскую Федерацию в лице Минфина России, Минфин Ставропольского края - на надлежащего ответчика Ставропольский край в лице Минфина Ставропольского края. С Российской Федерации в лице Минфина России в пользу предприятия взыскано 87 784 рубля 75 копеек убытков. В части требований о взыскании 15 817 рублей 45 копеек отказано. В иске к остальным ответчикам отказано. В части требований к Управлению труда и социальной защиты населения Предгорной районной государственной администрации производство по делу прекращено. Суд установил, что субвенции, выделенные из федерального бюджета Ставропольскому краю на реализацию Закона о защите инвалидов в 2004 году, в полном объеме использованы по целевому назначению. Материалами дела не подтверждено наличие неиспользованного остатка по выделенным из федерального бюджета
субвенциям. Поскольку финансирование реализации Закона о защите инвалидов не обеспечено в полном объеме, иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации. Суды отклонили довод Минфина о пропуске срока исковой давности как необоснованный и исключили из взыскиваемой суммы налог на добавленную стоимость.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и прекратить производство по делу. По мнению заявителя, Закон о защите инвалидов не предусматривает разграничение источников финансирования льгот инвалидам. Обеспечение социальной защиты населения финансируется совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов. Минфин России исполнил в полном объеме обязательства по финансированию льгот в соответствии с Законом о защите инвалидов.

В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, а также рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, при рассмотрении спора суды установили, что предприятие в декабре 2004 года предоставляло гражданам Предгорного района льготы по оплате 50% стоимости услуг водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о защите инвалидов. В связи с тем, что затраты по предоставлению льгот в размере 103 692 рублей 20 копеек не компенсированы, предприятие обратилось в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования предприятие представило в материалы дела списки (реестры) лиц, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг, документы, на основании которых предоставлялись льготы гражданам (копии удостоверений и справок лиц, имеющих право на льготу), акт сверки, справку о задолженности федерального бюджета, составленную в порядке, установленном постановлением
Правительства Ставропольского края от 26.05.2005 “О проведении инвентаризации задолженности перед организациями, предоставляющими льготы отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством“.

Суд, исследовав представленные сторонами документы и оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что фактическая потребность Ставропольского края в средствах на компенсацию льгот по жилищно-коммунальным услугам в 2004 году превысила установленный в федеральном бюджете объем денежных средств, предназначенный для указанных целей.

В соответствии со статьей 17 Закона о защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). При этом источник финансирования льгот в названном Законе не определен.

Статья 72 Конституции Российской Федерации, абзац 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) относят вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Российская Федерация не вправе устанавливать льготы с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584,
должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).

Согласно пунктам 18 и 19 статьи 4 Закона о защите инвалидов (в редакции, действовавшей в спорный период) к компетенции федеральных органов государственной власти относится установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов. К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов (пункты 1, 14 и 15 статьи 5 Закона). Следовательно, из норм Закона о защите инвалидов не следует обязанность субъекта Российской Федерации по финансированию льгот, установленных федеральным законодателем для данной категории населения.

Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2005) исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов
бюджетов других уровней. Поскольку обязательства по социальной защите инвалидов установлены федеральным законом в соответствии с компетенцией федеральных органов власти, то финансирование таких льгот должно осуществляться из федерального бюджета.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, а не положение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утверждено положение “О порядке предоставления и расходования средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Положение). Действие постановления продлено Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы. В силу пункта 2 названного Положения предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ введена статья 15.6, согласно которой возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом о защите инвалидов, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Таким образом, в силу указанных правовых норм расходы, связанные с предоставлением в спорный период льгот по оплате за водоснабжение и водоотведение, должны финансироваться из федерального бюджета. Исполнение Минфином России в полном объеме обязательств по доведению денежных
средств, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“, субъекту Российской Федерации не может служить обстоятельством, освобождающим федеральный бюджет в лице Минфина России от погашения образовавшейся задолженности.

Суд всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства и пришел к правильным выводам. Основания для отмены или изменения решения не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.06.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2008 по делу N А63-14573/08-С3-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В.РЫЖКОВ

Судьи

М.Г.КАЛАШНИКОВА

В.Ф.КУХАРЬ