Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2008 N Ф08-5355/2008 по делу N А15-13/2008 Решение суда о признании незаконной записи налогового органа об исключении общества из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией отменено, в иске отказано, поскольку информация о ликвидации общества была размещена в печатном издании, в связи с чем оно имело возможность заявить свои требования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 сентября 2008 г. N Ф08-5355/2008

Дело N А15-13/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Даглифт“ - Б. (д-ть от 27.06.2008), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы - Х. (д-ть от 25.08.2008), в отсутствие третьих лиц: Дагестанского внебюджетного фонда развития жилищного строительства, П., ликвидационной комиссии общества с ограниченной ответственностью “Стройинвест“, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Даглифт“ на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по делу N А15-13/2008, установил следующее.

ООО
“Даглифт“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконной записи Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Махачкалы (далее - налоговая инспекция) об исключении ООО “Стройинвест“ из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией (уточненные требования).

Определением суда от 14.01.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Дагестанский внебюджетный фонд развития жилищного строительства.

Решением от 29.02.2008 требования удовлетворены. Суд установил, что представленный ликвидационной комиссией ООО “Стройинвест“ в налоговый орган ликвидационный баланс в нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержал сведений о наличии у ООО “Стройинвест“ кредиторской задолженности перед обществом, установленной вступившим в законную силу решением арбитражного суда. Ликвидационная комиссия ООО “Стройинвест“ не направила обществу персональное письменное уведомление о ликвидации указанной организации, чем лишила его возможности предъявить свои требования к должнику. В связи с допущенными нарушениями порядка ликвидации ООО “Стройинвест“ суд признал требования обоснованными.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.04.2008 решение отменено в связи с нарушением судом подпункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Судебный акт мотивирован тем, что решением затронуты права и обязанности ликвидационной комиссии ООО “Стройинвест“, и учредителя данной организации, которые не привлекались к участию в деле. Постановлением от 23.04.2008 апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц ликвидационную комиссию ООО “Стройинвест“ и его учредителя - П., назначил дело к судебному разбирательству по правилам суда первой инстанции.

Постановлением от 15.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что для внесения записи о ликвидации в налоговый орган были
представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, поэтому у налоговой инспекции отсутствовали основания для отказа во внесении в реестр соответствующей записи. Информация о ликвидации ООО “Стройинвест“ была размещена в печатном издании, в связи с чем общество имело возможность в двухмесячный срок заявить свои требования. Суд также отметил, что гражданское законодательство не предусматривает возможности восстановления ликвидированных юридических лиц.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение оставить в силе. Заявитель указывает, что в нарушение пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия при ликвидации ООО “Стройинвест“ не приняла надлежащих мер к выявлению кредиторов и погашению задолженности. Письменное уведомление о ликвидации ООО “Стройинвест“ обществу не направлялось. Публикация сообщения о ликвидации в журнале “Вестник государственной регистрации“ в силу особенностей распространения этого печатного издания не обеспечила возможность обществу получить соответствующую информацию ООО “Стройинвест“.

В отзыве на кассационную жалобу налоговая инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, указывая, что ее действия по внесению в реестр записи о ликвидации ООО “Стройинвест“ не противоречат положениям действующего законодательства. Инспекция не знала и не могла знать об отсутствии извещения общества, поскольку установленный законом порядок регистрации ликвидации юридического лица не предусматривает необходимости представления в регистрирующий орган соответствующего документа. Законные основания для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации лица у налоговой инспекции отсутствовали.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель налоговой инспекции - доводы отзыва на нее.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон,
считает, что она не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.05.2007 по делу N А15-396/2006 с ООО “Стройинвест“ в пользу общества взыскано 1 180 207 рублей, которые должник до настоящего времени не уплатил.

6 августа 2007 г. единственным учредителем ООО “Стройинвест“ принято решение N 3 ликвидировать общество и назначить ликвидационную комиссию в составе 3-х человек под председательством Л. Соответствующее уведомление о принятом решении направлено в налоговый орган. Согласно заявке от 06.08.2007 Торгово-промышленная палата Республики Дагестан опубликовала извещение о ликвидации ООО “Стройинвест“ в журнале “Вестник государственной регистрации“ от 15.08.2007 N 32.

30 сентября 2007 г. составлен бухгалтерский баланс по окончании отчетного периода. По окончании двухмесячного срока на предъявление кредиторами ООО “Стройинвест“ претензий, 15.10.2007 составлен промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества общества, перечне требований кредиторов, и о результатах их рассмотрения. Указанный промежуточный баланс утвержден 18.10.2007 и в этот же день сдан в налоговую инспекцию. После завершения расчетов с кредиторами составлен ликвидационный баланс, который 19.10.2007 после его утверждения учредителем сдан в налоговый орган.

7 ноября 2007 г. налоговой инспекцией внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации ликвидации ООО “Стройинвест“.

Общество, считая ликвидацию ООО “Стройинвест“ незаконной ввиду отсутствия его извещения как кредитора ООО “Стройинвест“ обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Сроки и порядок ликвидации, установленные пунктами 1 - 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 22 Закона о регистрации, закреплены в гражданском законодательстве в качестве гарантии защиты прав и охраняемых законом интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и уполномоченных органов по обязательным платежам.

В соответствии
с пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Из правового анализа данной нормы следует, что ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами, чьи требования удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении спора суд первой инстанции установил, в том числе из показаний учредителя и руководителя ООО “Стройинвест“ П., что письменное уведомление о предстоящей ликвидации ООО “Стройинвест“ заявителю не направлялось, задолженность перед обществом, несмотря на имеющееся решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.05.2007 по делу N А15-396/2006, при составлении промежуточного ликвидационного баланса учтена не была и в установленном порядке не погашалась.

Суд первой инстанции установил, что при ликвидации ООО “Стройинвест“ ликвидационная комиссия не выполнила требования, предъявляемые к процедуре ликвидации, представив в налоговый орган ликвидационный баланс с недостоверными сведениями об отсутствии непогашенной кредиторской задолженности. Эти обстоятельства послужили основанием для удовлетворения требования о признании недействительной записи о ликвидации ООО “Стройинвест“.

Данный вывод суд первой инстанции сделал без учета следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
“О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон) государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица и для ее проведения в регистрирующий орган предоставляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами или муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об оплате государственной пошлины. Несоблюдение указанных требований является единственным основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в силу статьи 23 Закона.

Документы, предусмотренные этой статьей, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Суды установили, что регистрация общества в связи с его ликвидацией произведена на основании документов, предусмотренных статьей 21 Закона.

Поэтому суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о законности действий налоговой инспекции.

Установленные судом первой инстанции нарушения, допущенные ликвидационной комиссией, правомерно отклонены апелляционным судом, поскольку нормы Закона не возлагают на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в представленных на государственную регистрацию документах, в том числе о достоверности данных промежуточного и ликвидационного балансов и об отсутствии у ликвидируемого юридического лица кредиторской задолженности за исключением соответствия их по форме и содержанию, установленным нормативными актами.

Фактически заявитель оспаривает действия ликвидационной комиссии, нарушившей установленный законом порядок и условия ликвидации юридического. Статья 25 Закона возлагает ответственность за предоставление недостоверных сведений, необходимых для включения в государственный реестр, на представившего их заявителя, юридическое лицо или индивидуального предпринимателя. Таким образом,
данная норма права предусматривает специальный способ защиты прав, связанных с внесением в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица на основании недостоверных сведений.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2008 по делу N А15-13/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.