Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.08.2008 N Ф08-4585/2008 по делу N А32-1876/2008-50/7 Решение об отмене признания недействительным зарегистрированного права собственности оставлено в силе, поскольку особо охраняемые природные территории являются федеральной собственностью в силу закона и находятся в введении федеральных органов государственной власти.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2008 г. N Ф08-4585/2008

Дело N А32-1876/2008-50/7

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю - П. (д-ть от 01.08.2008), от ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - У. (д-ть от 15.11.2007), в отсутствие третьего лица - Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, заявившего ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы без его участия, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2008 по делу N А32-1876/2008-50/7, установил следующее.

Территориальное управление Федерального агентства по
управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (в связи с переименованием - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании недействительным зарегистрированного права собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 23:40:02 02 004:0009 общей площадью 26 020 кв. м.

Решением от 08.05.2008 иск удовлетворен. Судебный акт мотивирован тем, что спорный участок находится в прибрежной защитной полосе трансграничного водного объекта, относится к землям особо охраняемых природных территорий федерального уровня собственности, в связи с чем является собственностью Российской Федерации.

В апелляционной инстанции решение не проверялось.

В кассационной жалобе департамент просит отменить судебный акт по следующим основаниям:

- отсутствует решение Правительства о признании территории в границах города Геленджик курортом федерального значения;

- в материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить границы особо охраняемых природных территорий;

- спорные участки согласно кадастровым планам относятся к категории земель поселений;

- судом неправильно применены нормы материального права - ссылка в судебном акте на нормы статьи 97 Земельного кодекса, противоречащего Водному кодексу Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не получен.

В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, представитель управления высказал возражения.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, 09.10.2007 Управлением федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 12/073/2007-433 на земельный участок с кадастровым номером 23:40:02 02004:0009 общей
площадью 26 020 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, с. Кабардинка, ул. Мира, N 10, правообладатель: субъект Российской Федерации - Краснодарский край.

Применив правила, установленные статьей 97 Земельного кодекса Российской Федерации, суд указал, что данный участок является неотъемлемой частью водного объекта федерального уровня собственности. Суд не учел, что подпункт 1 пункта 1 статьи 97 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому водоохранные зоны рек и водоемов относились к землям природоохранного назначения, утратил силу с 01.01.2007 в силу Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ. Вместе с тем в соответствии с пунктом 8 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ) ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров. Следовательно, вывод суда о нахождении спорного земельного участка в природоохранной зоне Черного моря обоснован, однако применению подлежит норма статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Рассматривая довод кассационной жалобы о том, что город Геленджик не имеет статуса курорта, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа учитывает следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ освоенная
и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.

На основании пункта 4 статьи 32 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“ и пункта 2 статьи 16 Федерального закона “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“ границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 “О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей“, Федеральными законами “Об особо охраняемых природных территориях“ и “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах“, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов города Анапы, города Геленджика и города Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.

Поскольку режим округа, на котором расположен спорный земельный участок, утвержден Правительством Российской Федерации, город Геленджик является курортом федерального значения.

На основании Федерального закона Российской Федерации от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях“ к землям особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Особо охраняемые природные территории являются федеральной собственностью в силу закона и находятся в введении федеральных органов государственной власти.

Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются
в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Кодекса. Таким образом, отсутствие в кадастровом плане сведений о том, что участок находится во второй зоне округа санитарной охраны, не может являться основанием для неприменения к нему режима земель особо охраняемых территорий.

Поскольку внешний контур округа горно-санитарной охраны курорта Геленджик является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (особо охраняемой природной территории), земельный участок относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Следовательно, зарегистрированное право собственности Краснодарского края на земельный участок является недействительным.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено. Основания к отмене решения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2008 по делу N А32-1876/2008-50/7 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.