Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2008 N Ф08-4418/2008 по делу N А32-23524/2007-3/535 Суд установил, что объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателям на праве собственности, расположены на земельном участке, относящемся ко второй зоне округа санитарной охраны курорта. Поэтому территориальный отдел правомерно внес в кадастровый план этого участка запись об обременении. Поскольку территориальный отдел не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому производство по делу в части требования об обязании его аннулировать запись об обременении подлежит прекращению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2008 г. N Ф08-4418/2008

Дело N А32-23524/2007-3/535

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии заявителей: индивидуальных предпринимателей М.С., М.Е., К.Е., Е.Л. и их представителя Т.В. (д-ть от 24.08.2007), от заинтересованного лица - администрации муниципального образования г. Горячий Ключ - Г.Р. (д-ть от 16.07.2008), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю (в лице территориального отдела по г. Горячий Ключ и Северскому району), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей М.С., М.Е., К.Е. и Е.Л. на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного
суда от 05.06.2008 по делу N А32-23524/2007-3/535, установил следующее.

Предприниматели М.С., М.Е., К.Е. и Е.Л. (далее - предприниматели) обратились в арбитражный суд к администрации г. Горячий Ключ (далее - администрация) и территориальному отделу по городу Горячий ключ и Северскому району Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю (далее - территориальный отдел) с заявлением, в котором просили:

признать незаконной запись, произведенную территориальным отделом в кадастровом учете и кадастровом плане земельного участка N 23:41:00 00 000:0377 об обременении в виде “Особый режим использования земли. Вторая зона округа санитарной охраны“;

обязать территориальный отдел аннулировать указанную запись.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.03.2008 в удовлетворении требования о признании незаконной записи отказано. В части требования об обязании территориального отдела аннулировать запись производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд установил, что объекты недвижимости (торговые павильоны), принадлежащие предпринимателям на праве собственности, расположены на земельном участке, относящемся ко второй зоне округа санитарной охраны курорта. Поэтому территориальный отдел правомерно внес в кадастровый план этого участка запись об обременении. Доводы предпринимателей о том, что в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, определяющий границы и режимы округов санитарной охраны курорта Горячий Ключ, отклонены со ссылкой постановление Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 “Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае“. Указанное постановление в настоящее время сохраняет силу, поскольку уполномоченными государственными органами не произведено определение новых границ и режимов округа санитарной охраны. Территориальный отдел не является самостоятельным юридическим лицом, поэтому производство по делу в части требования об обязании его аннулировать
запись об обременении подлежит прекращению (т. 1, л. д. 147).

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2008 решение от 25.03.2008 в части прекращения производства по делу отменено. В удовлетворении требования об обязании территориального отдела аннулировать запись об обременении отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.

Апелляционный суд признал правильным вывод суда первой инстанции о том, что принадлежащие предпринимателям объекты недвижимости расположены на земельном участке, относящемся ко второй зоне округа санитарной охраны курорта. Суд указал, что до уточнения границ курорта Горячий Ключ в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 “О курортах краевого значения“ действует постановление Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 “Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае“. Отменяя решение в части прекращения производства по требованию об обязании территориального отдела аннулировать запись об обременении, апелляционный суд исходил из того, что это требование обращено к юридическому лицу - управлению Роснедвижимости по Краснодарскому краю в лице его территориального органа (далее - управление). Поэтому у суда первой инстанции не имелось оснований для прекращения производства по указанному требованию (т. 2, л. д. 36).

Предприниматели обжаловали решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявители просят отменить принятые по делу акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителей, постановление Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 не подлежит применению к спорным правоотношениям в силу статьи 5 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“. Суды не учли, что постановление Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 не является
нормативным актом, регулирующим особенности правового режима территории города Горячий Ключ. В соответствии с Законом Краснодарского края “Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края“ границы и особенности функционирования курорта определяются положением о данном курорте, которое утверждается высшим исполнительным органом Краснодарского края. Постановлением главы администрации Краснодарского края от 06.12.2006 N 1098 “О курортах краевого значения“ предписано провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курортов Туапсинского района, городов Ейска и Горячего Ключа. Поскольку положение о курорте до настоящего времени в установленном порядке не утверждено, а его границы не определены, отсутствуют основания для вывода о том, что спорный земельный участок относится ко второй зоне округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ.

Администрация, управление (территориальный отдел) отзывов на жалобу не направили.

В судебном заседании предприниматели и их представитель поддержали доводы жалобы, просили суд кассационной инстанции отменить принятые по делу акты и удовлетворить заявленные требования.

Представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что выводы суда апелляционной инстанций соответствуют закону и основаны на имеющихся в деле документах.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, спор возник в связи с отказом администрации в приватизации земельного участка (кадастровый N 23:41:00 00 000:0377) под объектами недвижимости (торговыми павильонами), принадлежащими предпринимателям на праве собственности (т. 1, л. д. 30-35). Отказ в приватизации администрация мотивировала тем, что указанный земельный участок относится ко второй зоне округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ. Соответствующее обременение внесено в кадастровый план земельного участка N 23:41:00 00 000:0377 (т. 1, л. д.
36-38).

При разрешении спора судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

В соответствии с пунктом 8 статьи 28 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“ не подлежат отчуждению земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Согласно пункту 1 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 2 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан.

В статьях 31, 32 Федерального закона “Об особо охраняемых природных территориях“ закреплено, что лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 “Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае“ установлены границы и режим округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ. Названное постановление до настоящего времени не отменено.

В силу пункта 2 статьи 4 Закона Краснодарского края от 07.08.1996 N 41-КЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах Краснодарского края“ (в редакции Закона Краснодарского края от 06.03.2007 N 1193-КЗ) на территории Краснодарского края курортами краевого значения признаны курорты Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.

Согласно статье 6 названного Закона, к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края в сфере природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения относится установление границ и режимов округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов краевого и местного значения на основании проектов округов санитарной (горно-санитарной) охраны, согласованных в установленном порядке.

Постановлением главы администрации Краснодарского
края от 06.12.2006 N 1098 “О курортах краевого значения“ курортам Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа в границах утвержденных округов санитарной охраны придан статус курортов краевого значения, находящихся в ведении органов государственной власти Краснодарского края. Департаменту комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края поручено в срок до 31.12.2009 провести необходимые мероприятия, направленные на уточнение границ курортов Туапсинского района, городов Ейска, Горячего Ключа.

Таким образом, статус земель (в том числе спорного участка) как курортной зоны не изменился, а постановление Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 “Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае“ не отменено и действует до уточнения границ курорта Горячий Ключ. Поэтому судебные инстанции обоснованно признали действия управления (территориального отдела) по внесению записи об обременении земельного участка N 23:41:00 00 000:0377 правомерными.

Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.

Довод жалобы о том, что постановление Совета Министров РСФСР от 13.09.1984 N 403 не подлежит применению к спорным правоотношениям со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (статья 5 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“) кассационной инстанцией отклоняется. В силу названной нормы со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы земельного права и действующие на территории Российской Федерации, не применяются. Постановление Совета Министров
РСФСР от 13.09.1984 N 403 “Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Горячий Ключ в Краснодарском крае“ не относится к законодательным актам Союза ССР.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств, что в силу статей 277 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в кассационной инстанции.

Отменяя решение от 25.03.2008 в части прекращения производства по требованию об обязании территориального отдела управления аннулировать запись об обременении, апелляционный суд обоснованно исходил из того, что данное требование заявителей фактически обращено к юридическому лицу (управлению в лице территориального отдела), привлеченному к участию в деле. Поэтому такое требование подлежит рассмотрению по существу.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд исследовал имеющиеся в деле доказательства, установил фактические обстоятельства и пришел к правильным выводам. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены принятого по делу акта по доводам, приведенным в жалобе. Нарушения норм процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.

Государственная пошлина по кассационной жалобе уплачена заявителем в доход федерального бюджета при ее подаче (т. 2, л. д. 42).

Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2008 по делу N А32-23524/2007-3/535 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.