Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.07.2008 N Ф08-4143/2008 по делу N А63-12723/2007-С1-19 Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ, муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с РФ независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июля 2008 г. N Ф08-4143/2008

Дело N А63-12723/2007-С1-19

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие истца - открытого акционерного общества “Ставтелеком имени В.И. Кузьминова“, ответчика - Министерства финансов Российской Федерации, третьих лиц: Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения г. Георгиевска, Министерства финансов Ставропольского края, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 по делу N А63-12723/2007-С1-19, установил следующее.

ОАО
“Ставтелеком имени В.И. Кузьминова“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (далее - Минфин России) о возмещении 9 375 рублей 54 копеек убытков, возникших в связи с предоставлением в 2004 году льгот отдельным категориям граждан, проживающим в г. Георгиевске, по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (далее - Закон о ветеранах).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2008 требования общества удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 9 375 рублей 54 копейки убытков. Судебный акт мотивирован тем, что расходы общества по предоставлению населению льгот по оплате услуг связи на основании Закона о ветеранах в 2004 году составили 9 375 рублей 54 копейки. Это подтверждается материалами дела. Удовлетворяя исковые требования за счет Минфина России, суд исходил из следующего. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.

Постановлением от 30.04.2008 апелляционный суд оставил решение от 21.01.2008 без изменения, отклонив доводы апелляционной жалобы.

В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение от 21.01.2008 и постановление апелляционного суда от 30.04.2008, в иске к Минфину России отказать. Заявитель указывает, что статья расходов
средств федерального бюджета по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот, находится в ведении Министерства труда и социального развития Российской Федерации, которое являлось главным распорядителем этих средств. В силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в 2004 году общество предоставило проживающим в г. Георгиевске лицам, которые в силу Закона о ветеранах имеют на это право, льготу по абонентской плате за пользование квартирным телефоном, на общую сумму 12 528 рублей 18 копеек. Понесенные расходы обществу компенсированы частично. В связи с не возмещением расходов от предоставления в 2004 году льгот на услуги связи в сумме 9 375 рублей 54 копейки общество обратилось в арбитражный суд.

Суд в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса оценил представленные обществом в подтверждение убытков доказательства, на основании данной оценки сделал вывод о правомерности заявленных требований. Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что причиненные оператору связи убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Данный вывод соответствует нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.

Ответчик считает, что Минфин России не может выступать от имени Российской Федерации по заявленному требованию, поскольку главным распорядителем федеральных средств, выделенных на оплату расходов операторам связи, являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

Кассационная инстанция не может согласиться с доводами ответчика о том, что в возникшей ситуации
Министерство финансов Российской Федерации не может выступать в суде от имени Российской Федерации, от ее имени должен выступать другой орган.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 30 Федерального закона “О связи“ от 16.02.1995 N 15-ФЗ, а не статья 30 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ.

В силу статьи 30 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ “О связи“ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьями 14 - 23 Закона о ветеранах для отдельных категорий граждан установлены меры социальной защиты, в том числе льгота по бесплатной установке квартирного телефона. Порядок возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи имеющим льготы гражданам, определен Правилами возмещения расходов операторам связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963. Действие данного порядка продлено на 2004 год. В силу названных Правил финансирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству труда и социального развития Российской Федерации на реализацию льгот ветеранами и инвалидами, пенсионное обеспечение которых осуществляют органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации либо территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежемесячно в пределах выделяемых Министерством финансов Российской Федерации ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов Российской Федерации. Перечисление средств
из федерального бюджета органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации производится через органы федерального казначейства.

Пункт 5 Правил предусматривает, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключаемыми с операторами связи договорами и на основании указанных актов производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.

Судебные инстанции установили, что соответствующие органы в пределах лимитов возместили обществу расходы, связанные с предоставлением льгот. Спор возник в связи с тем, что расходы в 2004 году превысили выделенные ассигнования. Таким образом, обязанность возместить неполученные обществом доходы из федерального бюджета вытекает из закона. Кроме того, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Учитывая изложенные обстоятельства, неполученные обществом доходы компенсируются за счет средств федеральной казны, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.04 N 314 “О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти“ Министерство труда и социального развития Российской Федерации упразднено.

В подтверждение оказания услуг общество предоставило списки абонентов, получивших льготу; копии документов, подтверждающих право на льготу; договоры, наряды на установку телефонов, выписки из лицевых счетов, которые всесторонне, полно и объективно исследованы судами, им дана надлежащая оценка. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.

Правильность выводов судебных инстанций и расчета взысканных убытков заявитель кассационной жалобы документально не опроверг.

Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по кассационной жалобе следует отнести на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2008 по делу N А63-12723/2007-С1-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.