Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.07.2008 N Ф08-3946/2008 по делу N А15-513/2008 Общество, являясь перевозчиком, не декларировало товар по установленной форме, поэтому таможенный орган правомерно привлек общество к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ. Довод о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении отклонен судом как несостоятельный, поскольку указанное нарушение не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июля 2008 г. N Ф08-3946/2008

Дело N А15-513/2008

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ и заинтересованного лица - Дагестанской таможни, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.04.2008 по делу N А15-513/2008, установил следующее.

ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене
постановления Дагестанской таможни (далее - таможня) от 28.02.2008 по делу N 10302000-969/2007 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (уточненные требования).

Решением от 10.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что таможня правомерно привлекла общество к административной ответственности: состав правонарушения доказан заинтересованным лицом и подтверждается материалами дела, процессуальные права общества при привлечении к административной ответственности не нарушены.

В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указано, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным. По мнению подателя жалобы, таможня нарушила процессуальный порядок привлечения лица к административной ответственности: протокол об административном правонарушении составлен с нарушением установленного срока.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, 17.12.2007 на железнодорожную станцию Дербент СКЖД прибыл железнодорожный вагон с товаром - пшеница, весом 68 150 кг. Согласно товаросопроводительным документам вагон следовал из Республики Казахстан транзитом через таможенную территорию Российской Федерации в Республику Азербайджан. Таможня установила, что общество, являясь перевозчиком, не декларировало товар по установленной форме.

По данному факту определением от 17.12.2007 в отношении общества возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам проведенного расследования должностным лицом таможни составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2008.

Постановлением таможни от 28.02.2008 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде
штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 181 585 рублей 68 копеек.

Не согласившись с принятым постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.

При рассмотрении вопроса о наличии в действиях общества состава административного правонарушения суд установил, что общество допустило нарушение таможенных правил, влекущее применение мер административной ответственности.

Согласно статье 123 Таможенного кодекса Российской Федерации товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 Кодекса.

Статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

В соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса Российской Федерации международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 72 Таможенного кодекса Российской Федерации при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные статьями 73 - 76 Кодекса, в зависимости от вида
транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

При международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу наименование и адрес отправителя товаров; наименование и адрес получателя товаров; наименование станции отправления и станции назначения товаров; о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности не менее Ф.И.О. первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах); идентификационные номера контейнеров. Перевозчик сообщает данные сведения путем представления таможенному органу железнодорожной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (статья 76 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

При рассмотрении дела суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод общества о малозначительности совершенного правонарушения не может быть принят во внимание, так как являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции, подробно им исследован и отклонен как необоснованный.

Отклоняя доводы кассационной жалобы о малозначительности рассматриваемого правонарушения, суд кассационной инстанции считает необходимым указать, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается
не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в несоблюдении обществом обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством.

Довод о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении также отклоняется как несостоятельный, поскольку указанное нарушение не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Протокол подтверждает факт совершения обществом административного правонарушения и составлен в пределах предусмотренного в статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.04.2008 по делу N А15-513/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.