Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.07.2008 N Ф08-3823/2008 по делу N А63-7664/2007-С7-25 В иске о признании незаконным решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка отказано правомерно, поскольку для выполнения земельно-оценочных работ был привлечен оценщик, заинтересованное лицо оспариваемые заявителем действия не совершало. Оснований для исследования законности действий оценщика по исполнению обязательства, обусловленного гражданско-правовым договором, с учетом заявленного требования по настоящему делу, у суда не имелось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2008 г. N Ф08-3823/2008

Дело N А63-7664/2007-С7-25

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом Демидовых“, заинтересованного лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, третьих лиц: инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Ставрополя, некоммерческого партнерства “Ставропольская ассоциация независимых оценщиков“, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Торговый дом Демидовых“ на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.03.2008 по делу N А63-7664/2007-С7-25, установил следующее.

ООО “Торговый дом Демидовых“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд
Ставропольского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения об установлении на 2007 год кадастровой стоимости земельного участка площадью 3 492,2 кв. м (кадастровый номер 26:12:01 05 07:0013) в размере 73 461 356 рублей 14 копеек, расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 7/1.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены инспекция Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Ставрополя и НК “Ставропольская ассоциация независимых оценщиков“.

Решением от 03.03.2008 обществу оказано в удовлетворении заявленного требования. Суд первой инстанции исходил из того, что заявитель избрал неверный способ защиты своих прав, фактически оспаривая нормативный акт об утверждении уполномоченным органом порядка определения кадастровой стоимости земельных участков; требование к управлению заявлено необоснованно.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение, требования удовлетворить. По мнению заявителя, управление необоснованно включило принадлежащий обществу земельный участок в 8 группу функционального использования, признав, что в данную категорию подлежат включению земли под административно-управленческими и общественными объектами, земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обслуживания. Данная трактовка противоречит содержанию постановления Правительства Ставропольского края от 28.23.2006 N 176-П “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска, Ставрополя“, согласно которому 8 (10) группа вида функционального использования не подлежит применению к землям предприятий и организаций. Заявитель полагает, что им предъявлено требование об оспаривании незаконного и необоснованного решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка к надлежащему лицу - управлению.

Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный
суд Северо-Кавказского округа считает, что решение отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, согласно выписке из государственного земельного кадастра от 03.04.2007 N 12-02/07-5470 в отношении принадлежащего обществу земельного участка общей площадью 3 492,2 кв. м (кадастровый номер 26:12:01 05 07:0013), расположенного по адресу: г. Ставрополь, пр. Кулакова, 7/1, на 2007 год установлена кадастровая стоимость 73 461 356 рублей 14 копеек.

В заявлении общество указало, что управление неправомерно завысило кадастровую стоимость земельного участка, поскольку в 2006 году она составляла 1 094 011 рублей 20 копеек (выписка из государственного земельного кадастра от 06.05.2006 N 12-04/06-1440).

Пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“ предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Из пункта 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 (далее - Правила) следует, что государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Согласно пункту 10 Правил органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Суд установил, что для выполнения земельно-оценочных работ на территории города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска, Ставрополя привлечен оценщик - НК “Ставропольская ассоциация независимых оценщиков“.

В рамках гражданско-правового обязательственного правоотношения оценщик выполнил работы по государственной кадастровой оценке земельных участков. Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2006 N 176-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Ессентуки, городов Невинномысска, Ставрополя. Постановление является нормативным актом субъекта Российской Федерации, вступившим в законную силу.

Таким образом, управление оспариваемые заявителем действия не совершало, оснований для исследования и оценки законности гражданско-правовых действий НК “Ставропольская ассоциация независимых оценщиков“ по исполнению обязательства, обусловленного гражданско-правовым договором, с учетом заявленного требования по настоящему делу, у суда не имелось.

Доводы общества о том, что земельный участок, к которому применен предусмотренный нормативным актом вид функционального использования, используется заявителем в иных целях, документально не подтверждены.

Суд проверил правомерность применения управлением типового перечня видов функционального использования земель, установленного в приложении N 2 к техническим указаниям по государственной кадастровой оценке земель поселений. В этой части доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку вывода суда первой инстанции, что в суде кассационной инстанции недопустимо.

Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 03.03.2008 по делу N А63-7664/2007-С7-25 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.