Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.07.2008 N Ф08-3860/2008 по делу N А32-22024/2007-19/521 Суд сделал вывод, что направление налогового органа требования об уплате налогов и сборов произведено с нарушением установленных статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации порядка и сроков и является неправомерным, поскольку по истечении срока на принудительное взыскание недоимки налоговый орган лишается права начислять пени за просрочку уплаты налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2008 г. N Ф08-3860/2008

Дело N А32-22024/2007-19/521

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя -- открытого акционерного общества “Севкавэнергомонтаж“ - Д. (д-ть от 06.05.2008 N 06/58), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару - Л. (д-ть от 29.05.2008), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008 по делу N А32-22024/2007-19/521, установил следующее.

ОАО “Севкавэнергомонтаж“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением
о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) от 18.10.2007 N 24919 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банках и от 18.10.2007 NN 18121, 18126, 18128, 18129, 18130 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.

Решением суда от 21.02.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.05.2008, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что направление налоговой инспекцией требования от 22.08.2007 N 35640 об уплате налогов и сборов произведено с нарушением установленных статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации порядка и сроков и является неправомерным, поскольку по истечении срока на принудительное взыскание недоимки налоговый орган лишается права начислять пени за просрочку уплаты налога.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы полагает, что процедура бесспорного взыскания налога не нарушена.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция выставила в адрес общества требование N 35640 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 22.08.2007.

В связи с неисполнением обществом указанного требования в добровольном порядке налоговая инспекция приняла решение от 18.10.2007 N 24919 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств налогоплательщика - организации в банках, а также от 18.10.2007
N 18121, N 18126, N 18128, N 18129, N 18130 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.

Полагая, что решения налоговой инспекции являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд установил фактические обстоятельства по делу, полно, всесторонне исследовал представленные доказательства и в совокупности их оценил, правильно применил статьи 23, 45 - 47, 70, 76 Налогового кодекса Российской Федерации и принял законные и обоснованные судебные акты.

Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (пункт 1 статьи 70 Кодекса).

Как указано в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ в требовании об уплате пени, направленном в адрес налогоплательщика, должны быть отражены размер недоимки по налогу, дата, с которой начисляются пени, ставка пени, то есть данные, позволяющие налогоплательщику определить обоснованность начисления пеней.

В силу статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и
перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. На основании пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечении указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Согласно пункту 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации положения этой статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.

В статье 47 Кодекса, так же как и в статье 46 Кодекса, определяются правила принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества налогоплательщика без обращения в суд (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2006 N 10353/05).

Таким образом, 60-дневный срок, предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку статья 47 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит применению во взаимосвязи с пунктом 7 статьи 46 Кодекса.

Иное толкование закона привело бы к возможности принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика без ограничения срока.

В соответствии с пунктом 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской
Федерации пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Кодекса.

По смыслу статей 69, 70, 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство существует неразрывно с главным.

Взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, поэтому по истечении срока на принудительное взыскание недоимки налоговый орган лишается права начислять пени за просрочку уплаты налога.

Срок уплаты налогов по требованию от 22.08.2007 N 35640, на основании которого были вынесены оспариваемые решения, наступил 31.03.2005. Таким образом, в силу положений статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налогов должно было быть направлено налогоплательщику не позднее 30.06.2005, решение о взыскании задолженности по налогам за счет налогоплательщика на счетах в банках должно было быть принято не позднее 10.09.2005.

При таких обстоятельствах суд правомерно указал, что решение от 18.10.2007 N 24919 принято налоговой инспекцией позднее 60 дней после истечения срока исполнения требований об уплате налогов и пеней.

В соответствии с пунктом 2 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога,
в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика - организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Следовательно, признание недействительным решения налоговой инспекции от 18.10.2007 N 24919 влечет недействительность решений налоговой инспекции о приостановлении операцией по счетам общества в банке.

С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.

В соответствии со статьями 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на налоговую инспекцию, которой предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины при обращении в суд с кассационной жалобой.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.02.2008 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2008 по делу N А32-22024/2007-19/521 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по г. Краснодару 1 тыс. рублей государственной пошлины в доход федерального бюджета.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.