Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.06.2008 N Ф08-2946/2008 по делу N А53-20956/2007-С6-22 Решение о признании незаконными действий управления отменено, поскольку сбор и хранение отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и не подлежит лицензированию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2008 г. N Ф08-2946/2008

Дело N А53-20956/2007-С6-22

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Топ-Книга“ - П. (д-ть от 01.09.2007), в отсутствие заинтересованного лица - Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по технологическому и экологическому и атомному надзору по Южному федеральному округу, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Топ-Книга“ на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2008 по делу N А53-20956/2007-С6-22, установил следующее.

ООО “Топ-Книга“ (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании
незаконными действий Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Южному федеральному округу (далее - управление), выразившихся в отказе утвердить лимиты на размещение отходов в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2008 в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о необходимости получения обществом лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, поскольку в своей производственной деятельности заявитель осуществляет размещение (хранение) опасных отходов.

Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить состоявшийся по делу судебный акт и признать незаконными действия управления по понуждению общества к получению лицензии. По мнению заявителя, образование отходов у общества в процессе осуществления им предпринимательской деятельности не свидетельствует о необходимости получения последним спорной лицензии.

В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что решение суда необходимо отменить по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, основным видом хозяйственной деятельности общества является организация и осуществление розничной и оптовой торговли книжной продукцией.

4 октября 2007 года общество обратилось в управление с заявлением об утверждении Проекта нормативов образования и лимитов отходов. Письмом от 12.10.2007 N 31-02/6269 управление отказало обществу в удовлетворении заявления в связи с отсутствием у последнего лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Общество, не согласившись с отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением о
признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявления о признании незаконными действий по отказу в утверждении лимитов на размещение отходов, арбитражный суд исходил из того, что указанные отходы являются опасными. Образование отходов производства и потребления на объектах общества происходит в результате производственной деятельности, освещения площадей общества, эксплуатации автотранспорта. Общество осуществляет сбор, складирование (накопление), временное размещение отходов, в том числе опасных, на территории в оборудованных специализированных местах. Представленные обществом договоры подтверждают осуществление сторонними организациями лишь транспортировки, вывоза и захоронения отходов. Таким образом, общество осуществляет размещение и хранение опасных отходов на своей территории.

При рассмотрении дела суд кассационной инстанции руководствуется следующим.

Согласно подпункту 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ (далее - Федеральный закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В пункте 5.26 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) “Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения“, введенного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28.12.2001 N 607-СТ, предусмотрено, что сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами.

Из материалов дела следует и управлением не оспаривается, что основным видом хозяйственной деятельности общества является организация и осуществление розничной и оптовой торговли книжной продукцией. В результате осуществления данной деятельности образуются отходы (ртутные лампы и ртутьсодержащие отходы, бумажные отходы, строительный мусор). По мере образования отходы вывозятся и утилизируются сторонними организациями (МУ “Чистый город“, ООО “Промэкология“) на основании заключенных с ними договоров. Какую-либо предпринимательскую деятельность по сбору, транспортировке, утилизации
отходов общество не осуществляет и прибыли от такой деятельности не получает.

При таких обстоятельствах у общества отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами. Сбор и хранение отходов в результате осуществления основной производственной деятельности не является деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и не подлежит лицензированию.

Позиция управления о том, что любой хозяйствующий субъект должен иметь лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, так как согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 “О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение“ для утверждения лимитов на размещение опасных отходов необходимо представление такой лицензии, является ошибочным.

Как следует из пункта 7 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов необходима только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

На основании изложенного, учитывая, что фактические обстоятельства исследованы судом полностью, а нормы материального права применены неправильно, суд кассационной инстанции считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных обществом требований.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.02.2008 по делу N А53-20956/2007-С6-22 отменить.

Признать незаконными действия Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Южному федеральному округу по отказу в утверждении Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, выраженному в письме
от 12.10.2007 N 31-02/6269.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.