Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16.06.2008 N Ф08-3034/2008 по делу N А32-3769/2008-59/39-18АЖ Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2008 г. N Ф08-3034/2008

Дело N А32-3769/2008-59/39-18АЖ

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие заявителя - предпринимателя без образования юридического лица Д., заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2008 по делу N А32-3769/2008-59/39-18АЖ, установил следующее.

Предприниматель без образования юридического лица Д. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Анапе Краснодарского края
(далее - налоговая инспекция) от 11.09.2007 N 561 о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несвоевременное представление сведений в регистрирующий орган об изменении регистрации по новому месту жительства предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2008 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено. Суд указал на наличие в действиях предпринимателя состава правонарушения и привлечение его к ответственности с нарушением сроков, установленных статьей 4.5 Кодекса.

Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.04.2008 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований предпринимателя. Заявитель считает, срок привлечения в данной ситуации необходимо исчислять с момента обнаружения административного правонарушения, т.е. с 30.08.2007.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как видно из материалов дела, предприниматель Д. изменил место жительства, однако заявление по установленной форме N Р24001 в налоговую инспекцию в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ), не представил. Фактически предприниматель представил документы в налоговую инспекцию 30.08.2007.

В этот же день налоговая инспекция в отношении предпринимателя составила протокол об административном правонарушении N 00785 ввиду нарушения срока представления в налоговый орган сведений, установленных пунктом 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ; в связи со сменой 11.04.2007 места жительства
Д. должен был сообщить в налоговую инспекцию соответствующие сведения не позднее 14.04.2007. На основании протокола постановлением от 11.09.2007 N 561 предприниматель привлечен к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 5 тыс. рублей по части 3 статьи 14.25 Кодекса.

Принимая решение, суд сделал правильный вывод о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения сведений о месте жительства обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

В силу пункта 1 статьи 22.2 Закона N 129-ФЗ для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляется, в том числе, подписанное заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей“ утверждена форма N Р24001 заявления о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несвоевременное сообщение в регистрирующий орган об изменении сведений о предпринимателе в виде предупреждения или наложения штрафа.

Из материалов дела видно, что об изменении с 11.04.2007 места жительства предприниматель сообщил в регистрирующий орган 30.08.2007, то есть по истечении установленного Федеральным Законом N 129-ФЗ срока.

Суд установил, и материалами дела подтверждается нарушение предпринимателем установленного Законом N 129-ФЗ трехдневного
срока для представления сведений об изменении данных основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации. Данное обстоятельство не оспаривается и самим предпринимателем.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - по истечении двух месяцев со дня его обнаружения.

Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В пункте 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлен конкретный срок представления соответствующей информации об индивидуальном предпринимателе: в течение трех дней с момента изменения сведений.

В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности за непредставление предпринимателем в установленный законом срок сведений об изменении места жительства в налоговую инспекцию следует исчислять с момента истечения указанного срока.

Предприниматель должен представить сведения об изменении места жительства в регистрирующий орган в течение трех дней до 14.04.2007. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 11.09.2007, т.е. по истечении двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного суд правомерно признал незаконным и отменил постановление налогового органа.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2008 по делу N А32-3769/2008-59/39-18АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.