Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.06.2008 N Ф08-2666/2008 по делу N А01-2987/2007-1 Ненормативными правовыми актами не нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку переход к третьим лицам права собственности на арендуемый им земельный участок не влечет прекращения права аренды. Оспариваемые ненормативные акты направлены на уточнение места расположения земельного участка, ранее предоставленного в долевую собственность граждан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 июня 2008 г. N Ф08-2666/2008

Дело N А01-2987/2007-1

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства КФХ “Азамат“ - индивидуального предпринимателя В.М.Х. - Ш.А.Н. (д-ть 07.05.2007), в отсутствие заинтересованных лиц - Кабинета Министров Республики Адыгея, Администрации муниципального образования Кошехабльский район; третьих лиц - работников социальной сферы, получивших земельный участок в общую долевую собственность, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства “Азамат“ индивидуального предпринимателя В.М.Х. на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.12.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 по
делу N А01-2987/2007-1, установил следующее.

Глава КФХ “Азамат“ - индивидуальный предприниматель В.М.Х. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными постановления администрации Кошехабльского района от 13.07.2007 N 567 (далее - администрация района) “О внесении изменений в постановление администрации Кошехабльского района от 18.11.2004 N 576 “Об утверждении проекта границ земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность работникам социальной сферы“, распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 25.07.2007 N 270-р “О внесении изменений в распоряжение Кабинета Министров Республики Адыгея от 20.06.2005 N 129-р “О предоставлении работникам социальной сферы Кошехабльского района в общую долевую собственность на безвозмездной основе земельных участков“, обязании администрации района устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, допущенных изданием оспариваемых ненормативных актов.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к делу привлечены землевладельцы - работники социальной сферы: Ф.Л.М., П.Р.И., М.Т.В., Д.Л.Д., Р.Н.В., Б.И.Ф., Е.А.И., Р.Н.В., Г.М.А., Т.Н.С., С.Т.В., Н.З.П., П.А.И., Д.Л.Г., Д.Е.Н., П.Р.Х., П.Г.Н., Б.Т.П., Б.А.А., М.Т.В., А.В.В., Х.Л.В., С.З.В., Б.Р.В., Б.В.И., М.Л.Г., Я.Г.В., Р.В.М., К.Г.В., Т.Р.А., М.Н.М., Б.Т.С., К.В.С., О.Е.Г., С.Ю.С., К.Л.П., Д.Т.Н., Д.З.К., Н.Л.И., С.Т.Н., Б.А.И., Я.Н.В., Г.В.И., С.Т.Н., Н.Н.Ф., Б.Д.А., Б.З.Х., Ш.Н.В., Ф.А.Г., С.А.Д., С.О.П., К.А.П., П.Н.И., К.Т.П., К.Т.Д., В.В.Н., К.Т.Г., К.В.Т., З.В.В., П.А.Т., Г.З.Е., Б.Г.У., М.А.М., Ф.А.С., Ф.Н.П., Б.Л.С., Б.А.Ф., Д.Т.И., П.Л.А., Р.Д.П., Г.Г.А., З.Е.И., П.В.С., П.Н.Ф., Б.Г.Я., П.В.Д., З.Н.В., К.А.Г., К.Н.Д., К.В.А., К.Е.А., Б.Е.Н., Б.Н.Н., Д.Г.Н., Ч.Л.И., С.А.М., Ч.Р.М. (далее - работники социальной сферы).

Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2008, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что ненормативными правовыми актами
не нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку переход к третьим лицам права собственности на арендуемый хозяйством земельный участок не влечет прекращения права аренды. Кабинет Министров Республики Адыгея и администрация района вправе вносить изменения в ранее изданные ненормативные акты, устраняя допущенные неточности.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты, заявленные требования удовлетворить. По мнению заявителя, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела, так как суды не учли, что работникам социальной сферы земля подлежала передаче в собственность из фонда перераспределения, однако на момент издания оспариваемых ненормативных актов она была предоставления в аренду КФХ “Азамат“. Нарушено право КФХ “Азамат“ самостоятельно приобрести право собственности на спорный земельный участок. Предприниматель ссылается на то, что работники социальной сферы неправомерно повышают арендную плату за землю. Кроме того, суды не приняли во внимание, что на момент издания оспариваемых распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея и постановления администрации района истек установленный законом срок предоставления земельных участков в собственность данной категории граждан.

В отзыве на кассационную жалобу Кабинет Министров Республики Адыгея просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, закону и имеющимся доказательствам.

В судебном заседании представители главы КФХ “Азамат“ поддержали изложенные в кассационной жалобе доводы.

Изучив материалы дела и выслушав представителей главы КФХ “Азамат“, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, администрация (арендодатель) и КФХ “Азамат“ (арендатор) на 49 лет заключили договор от 14.09.2001 N 2 аренды земельного участка (пашни) площадью 100 га, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Кошехабльский район, примерно
1 км от х. Чехрак по направлению на северо-восток, предоставленного арендатору для выращивания сельскохозяйственных культур. Согласно кадастровому плану от 18.09.2001 N 02/02-260 площадь земельного участка определена ориентировочно и подлежала уточнению при межевании. Границы земельного участка на местности не определены (т. 1 л. д. 15 - 24).

В соответствии с Законом Республики Адыгея от 11.02.2004 N 201 “О дополнительных мерах по реализации прав работников социальной сферы“ и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.03.2004 N 56 “О порядке предоставления безвозмездно в собственность земельных участков гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Адыгея, ранее занятым в социальной сфере на селе“ администрация района 18.11.2004 вынесла постановление N 576 об утверждении проекта границ земельного участка площадью 84 га пашни из земель фонда перераспределения Кошехабльского района, находящегося в границах колхоза “Заря“ (секция 5, контур 87) для его предоставления гражданам согласно приложению N 2, в котором списком указаны привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц граждане.

Распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 20.06.2005 N 129-р земельный участок с указанием этих же ориентиров и площади предоставлен гражданам в общую долевую собственность (т. 1 л. д. 33 - 37). Место расположения земельного участка в ненормативных актах указано по материалам графического учета за 1989 год. Гражданам предложено обеспечить установление границ земельного участка на местности, поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на земельные доли.

При межевании и изготовлении кадастрового плана от 28.05.2007 N 02/07-2-0932 выяснилось расхождение фактического места расположения предоставленного гражданам земельного участка (кадастровый номер 01:02625 06 001:0116) с данными, указанными в ненормативных
актах администрации района и Кабинета Министров Республики Адыгея об установлении границ и выделении земельных долей в собственность работников социальной сферы.

Постановлением от 13.07.2007 N 567 администрация района внесла изменения в свое постановление N 576, согласно которому утвержден проект границ сформированного на местности земельного участка площадью 84 га, находящегося в границах земель колхоза “Заря“ и расположенного в секции N 6 (т. 1 л. д. 26).

Распоряжением от 25.07.2007 N 270-р Кабинет Министров Республики Адыгея внес аналогичное изменение в свое распоряжение N 129-р (т. 1 л. д. 25).

Суды установили, что оспариваемые главой КФХ “Азамат“ ненормативные акты Кабинета Министров Республики Адыгея и администрации района направлены на уточнение места расположения земельного участка, ранее предоставленного в долевую собственность граждан. На спорный земельный участок работникам социальной сферы выдан кадастровый план, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке и не оспорено.

Суды правильно указали, что заинтересованные лица, ненормативные акты которых обжалованы в порядке статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вправе внести необходимые изменения в части уточнения ранее изданных собственных распоряжений о предоставлении земельного участка работникам социальной сферы.

Первоначально утвержденные границы земельных участков, предоставленных в собственность граждан и в аренду предпринимателю, носили ориентировочный характер и подлежали уточнению при межевании.

В силу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации объектами земельных отношений являются земельные участки в виде поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Арендатор на момент рассмотрения спора располагает кадастровым планом с указанием ориентировочной площади земельного участка, подлежащей уточнению при межевании. Межевание не проведено.

При рассмотрении спора суды правильно указали, что согласно пункту 1 статьи
617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды с КФХ “Азамат“.

Кассационная инстанция отклоняет довод заявителя жалобы о том, что новые арендодатели повышают арендную плату. Как правильно указано судами, порядок изменения арендной платы регламентирован в статье 614 Гражданского кодекса Российской, если иное не предусмотрено договором. При этом объем прав собственников, установленный статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, одинаков для всех субъектов гражданско-правовых отношений.

Размер арендной платы, устанавливаемый собственниками земельного участка, предметом рассматриваемого спора не является. Спор арендатора с собственниками земельного участка площадью 84 га относительного его границ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Остальные доводы заявителя жалобы суд кассационной инстанции не принимает, поскольку они были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. В силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка этих выводов в кассационном суде не допускается.

Оснований для отмены либо изменения судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция не установила.

Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.12.2007 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 по делу N А01-2987/2007-1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.