Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2008 N Ф08-3089/2008 по делу N А63-10857/2007-С3-16 Общество осуществляет реализацию (продажу) электроэнергии на оптовом и розничном рынках потребителям по тарифам, в которые входят целевые средства на энергосбережение, поэтому оно обязано перечислять эти средства государственному учреждению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июня 2008 г. N Ф08-3089/2008

Дело N А63-10857/2007-С3-16

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества “Ставропольэнергосбыт“ - Ч. (д-ть от 04.04.2008), от ответчика - государственного учреждения “Ставропольский краевой центр энергосбережения“ - Д. (д-ть от 11.01.2008), в отсутствие третьего лица - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ставропольэнергосбыт“ на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 по делу N А63-10857/2007-С3-16, установил следующее.

ОАО “Ставропольэнергосбыт“ (далее - общество) обратилось в арбитражный
суд с иском к ГУ “Ставропольский краевой центр энергосбережения“ (далее - учреждение) о признании недействительными (ничтожными) договора о порядке расчетов от 10.11.2005 N 01-10/192/2005 и дополнительного соглашения от 27.02.2006 N 01/10/227/2006 как не соответствующих статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением от 22.11.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее - комиссия).

Решением от 25.01.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.04.2008, в удовлетворении иска отказано. Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые договор и дополнительное соглашение соответствовали законодательству, действующему на момент их заключения. Неперечисление полученных от потребителей денежных средств будет являться для общества неосновательным обогащением.

В кассационной жалобе общество просит отменить решение и постановление апелляционного суда, удовлетворить исковые требования. По мнению заявителя, он не должен производить отчисления средств на финансирование энергосберегающих программ, поскольку является энергосбытовой организацией, не имеет на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Статья 14 Закона Ставропольского края от 19.01.1996 N 13-кз “Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии“ (далее - Закон от 19.01.1996 N 13-кз) не возлагает на энергосбытовые организации обязанности отчислять финансовые средства на энергосбережение. В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. До приведения Закона от 19.01.1996 N 13-кз в соответствие с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ у комиссии отсутствовали основания для отнесения затрат на энергоснабжение к
расходам общества.

В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить судебные акты без изменения, указывая, что договор и дополнительное соглашение соответствуют законодательству в сфере энергоснабжения, заключены обществом с одобрением совета директоров.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.

Как видно из материалов дела, учреждение (центр) и общество заключили договор о порядке расчетов от 10.11.2005 N 01-10/192/2005. По условиям договора общество в соответствии со статьей 14 Закона от 19.01.1996 N 13-кз проводит отчисления целевых финансовых средств на энергосбережение на расчетный счет центра. Целевые средства формируются за счет включения в состав затрат на производство и распределение электрической энергии 1% от стоимости топливно-энергетических ресурсов, потребляемых народно-хозяйственным комплексом Ставропольского края, при определении тарифа на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую обществом потребителям (кроме населения и бюджетных организаций). Общество осуществляет отчисления, начиная с апреля 2005 года, на основании плана полезного отпуска электрической энергии на 2005 год. Договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2005. Дополнительным соглашением от 27.02.2006 N 01/10/227/2006 стороны определили, что договор действует до 31.12.2006.

В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ “Об энергосбережении“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 14
Закона от 19.01.1996 N 13-кз предусмотрено, что для реализации энергосберегающей политики в Ставропольском крае помимо использования собственных средств организаций, участвующих в выполнении энергосберегающих программ, формируются целевые финансовые средства за счет:

- отчислений энергоснабжающих организаций путем включения в состав затрат на производство и распределение электрической, тепловой энергии и природного газа одного процента от стоимости топливно-энергетических ресурсов, потребляемых народнохозяйственным комплексом Ставропольского края, при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения и бюджетных организаций), а также при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам;

- части средств от экономического эффекта, полученного энергоснабжающими организациями, в результате выполнения энергосберегающих мероприятий;

- других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края.

Считая, что общество не должно производить отчисления средств на финансирование энергосберегающих программ, поскольку не является энергоснабжающей организацией, истец обратился в арбитражный суд с иском о признании недействительными (ничтожными) договора от 10.11.2005 N 01-10/192/2005 и дополнительного соглашения от 27.02.2006 N 01/10/227/2006.

Суды установили, что общество осуществляет реализацию (продажу) электрической энергии на оптовом и розничном рынках потребителям по тарифам, в которые входят целевые средства на энергосбережение. Комиссия, являясь органом исполнительной власти Ставропольского края, при определении тарифа на электрическую энергию учитывает экономически обоснованные затраты потребителей на энергосбережение в размере 1% от стоимости топливно-энергетических ресурсов. В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Согласно уставу общество продает электрическую энергию на оптовом и розничном рынках электрической энергии потребителям (в том числе и гражданам).
Общество реализует электрическую энергию по установленным комиссией тарифам, в которые включены целевые средства на энергосбережение, поэтому в силу статьи 14 Закона от 19.01.1996 N 13-кз обязано перечислять их центру.

Довод заявителя о том, что закон не предусматривает обязанности отчисления финансовых средств на энергосбережение энергосбытовыми организациями и до приведения Закона от 19.01.1996 N 13-кз в соответствие с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“ у комиссии отсутствовали основания для отнесения затрат на энергоснабжение к расходам общества, несостоятелен. Договор заключен до вступления в силу законодательного запрета на совмещение видов деятельности, в связи с чем изменения в законодательстве не влекут его недействительности (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, общество участвует в процессе распределения электроэнергии - реализует (продает) электрическую энергию, включает в тарифы потребителям целевые средства на энергосбережение, поэтому должно отчислять эти средства центру.

Основания для изменения или отмены решения и постановления апелляционного суда, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2008 по делу N А63-10857/2007-С3-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.